Чиберка с иголкой. Ростовчанка шьет кукол для спектаклей о донских казаках

Мастерицы Юлия Воронцова (справа) и Елена Стратьева с куклами к спектаклю «Вертеп». © / Фото из личного архива Юлии Воронцовой. / АиФ-Ростов

Про таких, как Юлия Воронцова, говорят: «Родилась с иголкой в руках». Она всегда с большим интересом рассматривает предметы старины, считая, что нужно сохранить самое лучшее, что создали до нас, в частности, традиции и самобытную культуру. Не удивительно, что эта мастерица в совершенстве владеет самыми разными техниками — от ришелье и батика до гобелена и кружевоплетения.

   
   

О шитье, лоскутах и казачьих куклах с ней поговорила корреспондент rostov.aif.ru.

Родом из детства

Это сейчас, спустя 39 лет, Юлию Воронцову можно по праву называть ростовчанкой. Но её малая родина — в живописном месте на Донбассе, в городе Горское Луганской области. Открывая окно, маленькая девочка всегда любовалась бездонной глубиной неба, степью, пахнущей разнотравьем, во всей её необъятной красоте с восходами и закатами, грозами и ветрами. До сих пор она с особым трепетом вспоминает, с какой любовью, сидя у костра, её отец Леонид Тимофеевич рассказывал об истории малой родины, о своём детстве. А мама Алла Фёдоровна, растившая троих детей, развила в детях чувство прекрасного. Как рассказывала донская мастерица Юлия Воронцова, родители научили её ответственности, трудолюбию, умению доводить начатое дело до конца.

Некрасовские казачки. Фото: Из личного архива/ Юлии Воронцовой

Не может она до сих пор забыть тканые половики, расшитые рушники своей бабушки, Марии Захаровны Чекулаевой! Впитав в себя любовь к природе, к старине, девочка Юля стала сама шить. Поэтому все куклы были одеты в одежду, сшитую руками маленькой мастерицы.

«Как я начинала шить? Сколько себя помню, так я всё время была с иголкой в руках. Шитьё было моим любимейшим занятием», — рассказывает мастер декоративно-прикладного искусства.

Но не сразу поняла она, что именно это её призвание. Сначала рукоделие было хобби. Окончив в Северодонецке музыкальное училище имени С. С. Прокофьева, Воронцова более 20 лет преподавала уроки музыки. Самая первая её работа, с которой она приняла участие в конкурсе, появилась в 2005 году. В то время, будучи преподавателем музыки, Юлия увидела объявление о конкурсе среди мастериц лоскутного шитья на близкую ей музыкальную тему: «Ритм & блюз». Решила принять в нём участие и совершенно неожиданно для всех заняла первое место. Её панно «Сумасшедший блюз» как будто джазовая импровизация: такая же яркая и эмоциональная. Смотришь на неё, и мозаика из кусочков ткани начинает «оживать».

Кружево ручной работы. Фото: Из личного архива/ Юлия Воронцова

Особый след в душе мастерицы Воронцовой оставила поездка в Ясную Поляну, где она участвовала в международном фестивале лоскутного шитья. Сюда мастера прикладного искусства приезжают со всей страны. Сотрудники музеев привозят коллекции костюмов, а также предметы декоративно-прикладного искусства. Здесь проходят выставки, лекции, различные мастер-классы. Специально для фестиваля донская мастерица сшила костюм Архангельской губернии, поскольку таковы были требования регламента встречи. По словам Юлии Воронцовой, сегодняшними работами в рамках традиций народного творчества она обязана именно этому фестивалю.

   
   

«Я очень благодарна научному сотруднику музея „Малые Корелы“ в Архангельской области, искусствоведу, этнографу, народному мастеру России Наталье Лютиковой, которой, к большому сожалению, уже нет. А также научным сотрудникам Российского этнографического музея Елене Колчиной и Елене Мадлевской», — говорит Юлия Воронцова.

Полученные знания мастерице пригодились при создании костюмов Архангельской, Новгородской губерний, казачества XVII–XIX веков, во время ткачества поясов, кокошников.

«Как на Доне, на Дону»

Об истории донского казачества языком прикладного искусства мастерица заговорила четыре года назад. Так, осенью 2022 года появилась авторская коллекция кукол «Бог не без милости, казак не без счастья». Основная идея коллекции — показать, что донскому казаку не чуждо обычное человеческое счастье. Поэтому за основу взяты его счастливые моменты жизни.

Казаки — жених и невеста. Фото: Из личного архива/ Юлия Воронцова

Созданию коллекции предшествовала очень большая подготовительная работа. Донской мастерице пришлось прочитать немало книг как художественных, так и исторических, об истории костюма, знакомиться с подлинниками в музеях, общаться с носителями культуры для того, чтобы потом всё это воссоздать и рассказать людям о самобытности культуры донского казачества. Вот так и родилась идея создания коллекции «Бог не без милости, казак не без счастья». Казачья культура построена вокруг казака и его воинской обязанности — Родину защищать.

В этой коллекции, по словам мастерицы, она постаралась отразить жизненные моменты казачества — свадьбу, рождение детей, сватовство, а также показать характеры, к примеру, колоритного персонажа, сваху или жалмерку — жену казака, ушедшего на военную службу. И попутно рассказать о традициях, обрядах донского казачества.

«Главная цель постановки в том, чтобы зрители стали участниками этого действа. Вот так с режиссёром народного театра Еленой Стратьевой мы пришли к идее создания нашего театра „Чиберки“. Мы взяли на себя роль чиберок. Чиберкой на Дону называли швею, портниху и модистку. Это была образованная и передовая женщина, имеющая определённый статус при донском казачестве. Казачки очень любили наряжаться и модничать. Ни одна свадьба на Дону не обходилась без чиберок! И каждая такая история — это лоскуток в общем рассказе о культуре и самобытности донского казачества!» — рассказывает об этом с особой любовью Юлия Воронцова.

Как создаётся кукла

Кукла в традиционном национальном костюме — это маленькая копия оригинала. Создать её не так-то просто. По словам Воронцовой, сначала у неё рождается идея, а затем она ищет, как её можно выразить. Продумывается поза куклы, её силуэт, чтобы это отражало характер — наклон головы, положение рук, причёска. Затем тщательно создаётся костюм — надо решить, из каких тканей его шить, используя традиционные способы и манеру шитья. Мастерице обязательно нужно знать все тонкости для того, чтобы всё соответствовало духу того времени, традициям и культуре. И только в завершении делается прорисовка черт лица, а точнее — вышивка. Одни куклы получаются весёлыми и добрыми, другие — строгими, третьи — с хитрым прищуром...

Кукла "Живая водица" для спектакля. Фото: Из личного архива/ Юлия Воронцова

«Да, можно сделать всё по-быстрому, стилизовать под старину. Но мне по духу всё старинное, поэтому выдерживаю все требования пошива национальной, народной одежды. Мне нравится такая одежда. Она отлично сидит по фигуре, очень красит человека, не сковывает движений, благодаря натуральным материалам в ней очень комфортно. И, когда надеваешь традиционный национальный костюм, то чувствуешь себя по-другому, как будто на машине времени перемещаешься в то далёкое время. Для меня прошлое обладает какой-то магией», — рассказывает донская рукодельница.

Сейчас Юлия Воронцова работает над новой коллекцией кукол, которая потом ляжет в основу будущего спектакля. О чём он будет, держится в тайне. А пока она проводит мастер-классы, рассказывая о том, как с помощью рукоделия можно воплотить в жизнь традиции и культуру своей родины, получив столько знаний и неповторимых эмоций.

ДОСЬЕ
Юлия Леонидовна Воронцова – член Творческого Союза Художников России и международной Федерации художников (секция «этнографическое искусство»); лауреат и призёр российских и международных конкурсов декоративно-прикладного искусства. Работы мастера выставлены в Государственном Российском Доме народного творчества и в Российском этнографическом музее города Санкт-Петербурга.