В Ростовском музее краеведения проходит уникальная выставка «Мир цирка». Примечательна она тем, что, во-первых, посвящена золотому веку отечественного цирка, который в советское время гремел на весь мир. А во-вторых, это не просто собрание экспонатов, но ещё и личная история.
В экспозиции более полторы тысячи подлинных экспонатов, чудом сохранившиеся уличные афиши, костюмы, реквизит, багаж, личные вещи, награды, документы известных артистов, редкие фотографии, карманные календари, значки... Всё, что и сегодня создаёт неповторимую атмосферу советского цирка.
Дмитрий Артемьев. Родился в Ростове 31 марта 1987 года.
Окончил Санкт-Петербургский государственный институт культуры.
Создатель Ростовского музея циркового искусства, член благотворительного фонда «Артист».
В настоящее время – главный художник и арт-директор театральной мастерской.
А началась коллекция с чемоданчика легендарного Анатолия Дурова, который незадолго до смерти случайно оставил свои вещи в маленькой ростовской квартирке у Вассы Цупак. Вернуться за ними знаменитому дрессировщику, трагически погибшему на охоте от чужого выстрела, так и не удалось, и их стали передавать как раритет из поколения в поколение.
Спустя годы редкое наследство досталось внуку Цупак – донскому циркачу в четвёртом поколении Дмитрию Артемьеву. Именно он несколько лет назад стал по крупицам собирать коллекцию, которая сейчас представлена широкой публике.
Непростое наследство
Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Дмитрий, а почему именно советский период? Не дореволюционный, допустим, или современный?
Дмитрий Артемьев: Я ещё мальчишкой успел застать тех людей, чьи имена гремели на весь мир. Мой отец, известный ростовской публике клоун и любимый ученик знаменитого Карандаша – Борис Артемьев, дружил с Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Запашными, Дуровыми и я обожал слушать их истории. Почти все экспонаты были нам подарены своими владельцами, и за каждой вещью удивительная биография, я их собираю ещё потому, что для кого-то эти люди были небожителями, а мне повезло пить с ними чай
К тому же советский период действительно был золотым для цирка. Сразу после революции судьбу самого демократичного и любимого народом искусства стали решать на правительственном уровне, а циркачей первыми стали выпускать за границу на гастроли.
Впервые в сезон 1956-1957 годов «Союзгосцирк» послал полную цирковую программу из двух отделений на гастроли в капиталистические страны. Это была поездка в Бельгию, Францию и Англию.
- Наверное, артисты возвращались оттуда суперзвёздами.
- Безусловно. И немалую роль в этом сыграл скандал! На выставке есть стенд знаменитых Буслаевых, которые первыми в мире поставили номер «Львы на лошадях». Цирковое руководство долгое время отказывалось давать дрессировщикам согласие на его постановку, это казалось невозможным.
Но всё-таки им это удалось. И на одном из первых зарубежных представлений лев вдруг стал терзать лошадь на глазах у многочисленной публики. Разъярённого зверя пришлось останавливать пожарными брандспойтами, а зрители первых рядов оказались запачканы кровью.
Об этом писали все иностранные СМИ, но происшествие вдруг оказалось лучшей рекламой, билеты стали сметать, как горячие пирожки, а дрессировщица Тамара Буслаева первой из СССР оказалась на обложке французского журнала. Он, кстати, также представлен на выставке. Впрочем, как и остальные «бренды» советского цирка.
Перед лицом смерти
- Например?
- Например, гремевший на весь мир «Медвежий цирк» Валентина Филатова. Известно, что медведь - самый коварный в дрессировке зверь. С одной стороны - он очень сообразительный и обучаемый, а с другой - непредсказуемый, гораздо опаснее экзотических тигров или львов.
Ему свойственны взрывы, казалось бы, беспричинной ярости. Тогда он может наброситься даже на хорошо знакомого ему человека, который его выкормил с руки, и жестоко покалечить. Предугадать такие вспышки злобы очень трудно, так как у этих хищников не развита лицевая мускулатура, столь выразительная у других зверей и хорошо передающая их настроение.
О цирковой династии Филатовых, которые смогли подчинить себе хозяина тайги, можно снять целый сериал. Они всё время балансировали на грани жизни и смерти. А память об отце Валентина Филатова - Иване Лазаревиче, основателе системы зооцирков в СССР, увековечена на мемориальной доске на здании нашего Ростовского цирка. Впрочем, как и память о Евгении Милаеве.
К его 100-летию, семь лет назад, мы установили мемориальную доску. К сожалению, многие знают его как очередного мужа Галины Брежневой. Он был первым в списке её супругов, прожили они вместе восемь лет.
А ведь благодаря нашему земляку мировое цирковое искусство в 50х годах обогатилось номером, которым по сей день мечтали бы украсить свои аттракционы цирки многих стран. До сих пор он является эталоном эквилибристики.
Милаев ложился на антиподную подушку и ногами удерживал лестницу, на вершину которой взбирался партнёр, тоже ложился на антиподную подушку и держал на ногах вторую лестницу. На это огромное и хрупкое сооружение, уходящее почти под купол - высота достигала 18 метров, - осторожно поднималась акробатка и там, на вершине, делала стойку. От страха зрители боялись хлопать. Зато потом, когда трюк был окончен, зал вставал в овациях.
- Удивительно! В вашей семейной династии, наверное, тоже есть истории, от которых дух захватывает.
- Конечно, но самая дорогая моему сердцу связана с Великой Отечественной войной. На выставке есть целый стенд, посвящённый этому страшному для всей страны периоду. Оказывается, несмотря ни на что, цирк был востребован народом, как никогда, видимо, людям нужна была такая отдушина. В некоторых городах даже открывались стационарные цирки, которые строили на деньги зрителей.
Мой дед Алексей Артемьев в 30-е годы стал живой легендой. По всей стране красовались его огромные афиши, короля русских плясок на проволоке. Так вот всю войну он протаскал свой нехитрый инвентарь в вещмешке. Во время привала натягивал проволоку между деревьями и плясал для бойцов. Он оставался артистом, даже встречаясь со смертью лицом к лицу. Может быть, именно это сберегло его от пули.
Хранитель закулисной тайны
- Но, несмотря на такую родословную, вы сами не выходите на манеж...
- Выходил с пяти до 15 лет. Но цирк не принимает случайных людей, в нём нельзя просто работать, имея при этом ещё какую-то жизнь за его пределами. Это служение, причём настолько серьёзное, что некоторые расплачиваются за него сломанными судьбами. Цирковые - особенные люди.
К нам приезжала Марица Вальтеровна Запашная, мы разговорились, и выяснилось, что у знаменитой примы нет своей квартиры. Говорит: «А зачем она мне нужна? Я всю жизнь на гастролях». Она не может расслабиться и, например, надолго куда-то уехать отдыхать. Адский труд ежедневно. И животные, и люди. Без перерывов. И так всю жизнь. Три дня пропустил - сошёл с дистанции. Зато потом человек делает тройное сальто и запрыгивает в полёте в кресло, находящееся на высоте 12 метров. Это же магия, волшебство!
Я, к сожалению, или к счастью, обычный человек. Но цирку служу по-своему. Собираю и храню истории его звёзд. Прибыли мне это не приносит, даже наоборот, а деньги от проданных билетов остаются в музее или передаются в фонд развития Ростовского государственного цирка. Это дело души.