«Без компромиссов». Коллеги – о погибшем в Африке Александре Расторгуеве

Режиссёр-документалист Александр Расторгуев. © / Кадр youtube.com

Трое россиян – известный журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко и режиссёр-документалист, уроженец Ростова-на-Дону Александр Расторгуев были убиты в Центральноафриканской Республике (ЦАР) при невыясненных до конца обстоятельствах.

   
   

Как они попали в страну, которой долгое время правил настоящий людоед, и каким в памяти друзей и коллег остался Александр Расторгуев, узнал «АиФ-Ростов».

Попали в засаду

Известно, что журналисты находились в этой африканской стране, где уже несколько десятилетий идёт непрекращающаяся гражданская война, по согласованию с Центром управления расследований (ЦУР). Предположительно, журналистов могло интересовать участие российских военных и специалистов в событиях, которые происходят в ЦАР.

«Последний раз ребята выходили на связь в воскресенье вечером. Сегодня мы получили информацию из AFP, что Орхан, Александр и Кирилл были убиты при невыясненных обстоятельствах в 180 км от Банги. В это невозможно поверить, но надежд, что это ошибка, уже не осталось», - сообщил во вторник, 31 июля, главный редактор ЦУР Андрей Коняхин

По рассказам водителя, который якобы был вместе с россиянами в момент гибели, журналисты попали в засаду. С собой у них было порядка восьми с половиной тысяч долларов наличными (что для этих мест – огромная сумма), а также дорогостоящая аппаратура.

Возможно, засада была спланирована, так как ехали россияне на встречу с местным «фиксером» - так на профессиональном жаргоне называют человека, который на месте помогает организовывать съемки. О том, что работа в этой африканской стране, правителем которой долгое время был легендарный людоед Бокасса, очень опасна – журналисты знали. Но пошли на риск, выполняя свой профессиональный долг.

«В первый год вручения Премии «Аврора» одним из финалистов был священник из ЦАР. Мы с ребятами из Стереотактик (рекламно-информационное агентство, снимающее клипы и документальные фильмы - прим. ред.) уже договорились с войсками ООН о сопровождении и должны были вылетать в Банги (столица этого проклятого места).

   
   

Я мониторил новости перед вылетом, последняя, помню, звучала так: «В столичном автобусе толпа христиан напала на мусульманина, выволокла наружу и сожгла. Один из нападавших отрезал убитому ногу и съел ее». В последний момент оргкомитет решил нас не посылать на съемки ролика и ограничиться монтажем из архивных материалов. Наверное, нам спасли жизнь. Потому что то, что я увидел потом на любительских видео, выложенных в Youtube воюющими сторонами, я бы хотел забыть навсегда.

Это совершенно варварская, садистическая, непостижимая жестокость, увидев которую, понимаешь, что Африка - очень опасное место, а ЦАР - одно из самых опасных мест в Африке», - рассказал на своей странице в социальной сети известный журналист Андрей Лошак

Уроженец Ростова

Для Ростова-на-Дону известие о гибели россиян оказалось тем трагичнее, что режиссёр Александр Расторгуев был уроженцем донской столицы.

Он учился на филфаке Ростовского государственного университета, начинал свою профессиональную деятельность в качестве режиссёра ГТРК «Дон-ТР», и у него в Ростове осталось множество друзей и знакомых.

По некоторым данным, из государственной телерадиокомпании он ушёл после конфликта с руководством. После этого Александр Расторгуев много жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1999-м окончил Госакадемию театрального искусства в северной столице, трудился в петербургской редакции телеканала НТВ. В 2001 году организовал студию «Кино».

Прославился Александр Расторгуев, в первую очередь, как талантливый режиссёр-документалист. Одним из его фирменных приёмов было использование в фильмах кадров, снятых без купюр на улицах донской столицы. Режиссёр считал, что тем самым он возвращает людей от киногрёз в реальность.

«На снятом ростовчанами материале Расторгуев и Павел Костомаров собрали пронзительный и новаторский фильм «Я тебя люблю», где «играли» многие мои тогдашние приятели, а позже не менее пронзительный «Я тебя не люблю». Посмотрите, если не видели… Александр, конечно, был одним из самых бескопромисных людей в моей ленте. Такое и кино», - вспоминает ростовский художник Олег Устинов. 

При этом Александру Расторгуеву не требовалось больших денег, чтобы снять настоящий фильм.

«Сегодня, чтобы снимать кино, достаточно содержимого маленького рюкзачка. Нужны компьютер, небольшая камера и монтажная система… Так что, если у тебя талант, ты можешь снимать кино, и сидя дома. Время документальных студий прошло. Сейчас время личностей, команд талантливых людей», - рассказывал сам Александр Расторгуев в интервью «АиФ-Ростов».

Среди профессиональных наград ростовского режиссёра - специальный приз жюри Артдокфест за фильм «Мальки и мамки», премия «Белый Слон» за лучший документальный фильм Гильдии киноведов и кинокритиков России, премия «Триумф» и премия «Лавр» за фильм «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», премия всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» за фильмы «Век мой», «Твой род».

Политические взгляды Александра Расторгуева можно назвать оппозиционными. В 2010 году он подписал обращение российской оппозиции, а в 2011 году даже был задержан в Ростове-на-Дону за участие в местных митингах протеста. В марте 2014 года Александр Расторгуев подписал письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины.

Настоящий профессионал

Вместе с тем, даже люди, находившиеся на противоположной стороне идеологических баррикад, отдавали должное его честности и последовательности. 

«Он очень мужественный человек, очень принципиальный, из числа общественности прогрессивной, либеральной... Он был вменяемый, мог признать любую правду... Жалко очень человека, настоящий профессионал», - прокомментировал известие о смерти Александра Расторгуева в беседе с корреспондентом RT известный писатель Захар Прилепин.

Коллеги по цеху также расстроены и шокированы гибелью режиссёра.

«Бесконечно жаль ребят. Я лично знал Сашу, мы с ним пересекались на съемках весь прошлый год, конечно же, смотрел все его фильмы. Он был невероятно одаренным документалистом, пожалуй, самым-самым в российской документалистике, смелым и в содержании, и в выражении. Он умер на съемках фильма, глядя в лицо опасности, - это смерть настоящего профессионала», - считает Андрей Лошак.

«У него был непростой характер - он все время что-то доказывал и в выражениях своих мыслей не сильно стеснялся. Чего только стоила его фраза при вручении ТЭФИ: «Академики, вы сошли с ума» - это было удивление по поводу того, что не только оператору Эдуарду Хечеджияну, но и ему дали награду за их телефильм.

Саша всегда был немного не от мира сего, с обостренной независимостью, не терпел диктата в принципе и не хотел участвовать в компромиссах. Теперь такого выбора перед ним больше не будет. Он оставил фильмы и главное наследие - сына, чем очень гордился», - вспоминает ростовский журналист, работавшая вместе с режиссёром, Элла Василенко.