Просто Мария пишет кино. Необычный талант донского библиотекаря

Это далеко не первая её работа, которая была экранизирована. Пять сценариев Маши также сняла Самарская детская киностудия, и один из этих фильмов - «Волшебный карандаш» получил спецприз международного Казанского кинофестиваля за необычный сюжет.

   
   

Как скромная сотрудница библиотеки решила покорить мир кино и почему её талант не нужен землякам, узнавали «АиФ на Дону».

Досье.

Мария Лосева.

Родилась 21 января 1987 года в Шахтах. Ведущий библиотекарь местной городской библиотеки. С 2009 года пишет киносценарии.

Детский короткометражный фильм «Волшебный карандаш» по сценарию Марии получил спецприз на Казанском международном фестивале любительского, молодёжного и детского кино.

Не замужем.

Не хлебом единым

- Мария, к сожалению, сегодня ваша профессия не пользуется популярностью. Во-первых, труд плохо оплачивается, а молодые люди не хотят работать за гроши. А во-вторых, сам образ библиотекаря, как правило, представляется в унылых тонах: такой «синий чулок» с потрёпанным томиком Пушкина… Вы, наверное, не об этом мечтали?

- Этот образ, вернее стереотип, вызывает только улыбку. Сразу хочется задать встречный вопрос: «А когда вы были последний раз в библиотеке?» Действительно, вспомнить книгу или фильм, где библиотекарь показан весёлым, остроумным человеком, сложно, чаще всего нас рисуют занудными и малопривлекательными, но уверяю вас, это совсем не соответствует действительности. Впрочем, для меня библиотека всегда была местом особенным: книги окружали меня буквально с самого рождения. Мама всю жизнь проработала в библиотеке и приносила меня сюда, когда я ещё не умела ходить. Поэтому и первые детские воспоминания связаны с книгами. Ещё не умея читать, я любила перебирать старые пыльные томики. И достаточно рано прочла всю русскую классику, поэтому Гоголь, Пушкин, Чехов и Достоевский казались мне скорее дальними родственниками, чем авторами книг. Да, большинство библиотекарей в моём детстве выглядели как те самые «синие чулки», но благодаря этим женщинам, у которых зачастую не хватало денег даже на дешёвенькую губную помаду, в тяжёлые времена и сохранилось библиотечное дело. У нас вообще не только библиотекари, но и остальные профессии, ответственные за сохранение культуры, - архивисты, гуманитарные исследователи, языковеды сегодня не очень популярны, хотя, повторюсь, сегодня многое меняется в лучшую сторону. А что касается маленьких зарплат… Действительно сколотить состояние среди книжных полок не получится, но «не хлебом единым»… На жизнь хватает. И, кстати, благодаря именно библиотечному делу я начала писать сценарии.

- Каким образом?

- Однажды к нам пришёл читатель и попросил произведение «Гнилое болото». Автора он не помнил. Мы перерыли всё - не нашли. А потом оказалось, что ему нужен был роман Некрасова «Мёртвое озеро». Потом я рассказала этот случай друзьям. Они долго смеялись. И после этого случая я решила попробовать сама выдумать какую-нибудь шутку. Так всё и началось. Свои наброски я давала читать друзьям и коллегам. Они каждый раз говорили: «Ну, Маша, по твоим сочинениям кино снимать надо!» Я подумала, почему бы и нет, и в Интернете нашла адрес Народного артиста Николая Бандурина, который поддерживает молодых авторов. Отправила ему письмо со своими сочинениями. Он тут же ответил и, более того, похвалил. Меня это очень вдохновило, поэтому я решила написать настоящий киносценарий. Это был детский мистический триллер «Ты это помнишь?», который разместился аж на 120 листах.

Библиотека - особенное место. Фото: Из личного архива

В стиле «Ералаша»

- И он сразу приглянулся киношникам?

   
   

- Конечно, нет! Я каждый день с маниакальной настойчивостью отправляла его в разные кинокомпании: решила, что пусть будут лучше отрицательные ответы, чем совсем ничего. Но на мои письма даже не отвечали. Это страшно огорчало, но сам процесс написания уже затянул, и как-то незаметно для самой себя я написала ещё 11 полнометражных сценариев, которые так никого и не заинтересовали. И когда я решила, что пора с этим делом завязывать, на моё письмо откликнулся режиссёр Дмитрий Шахматов из Самары. Ему нужны были сценарии к юмористическим детским фильмам. Он взял сразу несколько моих работ, и у нас вышло пять экранизаций в стиле «Ералаша»: про учителя русского языка, «Сладкие Олимпийские игры», «Наша библиотека», «Пойте, маэстро», где одну из ролей сыграл певец Владимир Брест. А фильм «Волшебный карандаш» в соавторстве с питерским сценаристом участвовал на Казанском кинофестивале и получил спецприз. Сотрудничество предложила и украинская кинокомпания «Junior Pictures», мы подготовили сериал из 12 эпизодов, но в связи со сложной обстановкой он пока не вышел на экраны. Также мою работу экранизировала ещё одна студия - «UniGold». Это юмористический короткометражный фильм «Есть ли у вас?» о нелёгкой жизни школьного библиотекаря. А вы говорите: «Скучная профессия»!

- Ну, познакомившись с вами, я больше не буду так говорить. А если серьёзно, допустим, вас позовут в Москву работать сценаристом. Бросите профессию, уедете?

- Тогда уже сразу в Голливуд! Мне очень нравится писать сценарии. Но сказать, что я мечтаю куда-то уехать, бросить родные края, не могу. А вот писать сценарии для популярных фильмов и видеть свою фамилию в титрах на большом экране - это да. Странно, что за несколько лет работы я так и не получила ни одного предложения от донских режиссёров, хотя многие жалуются на нехватку сценаристов. Совсем недавно мои работы приглянулись маститому питерскому режиссёру Сергею Щербакову, который работает на «Ленвидео». Он объявил конкурс на сценарии для детского кинокурса, и как только я отправила ему несколько своих работ, прекратил приём работ, написав в своём блоге: «Считаю большой удачей, что мы за сутки нашли прекрасного сценариста Марию Лосеву, приславшую нам три работы. Поэтому вопрос со сценаристом для детского кинокурса закрыт». Он экранизировал два моих сценария к детским фильмам ужасов: «Заброшенный кинотеатр» и «Только не оглядывайся». Сейчас у нас в планах экранизировать ещё пару работ. Возможно, если бы я не работала в своей библиотеке, не варилась бы в этих стенах, где за день перед тобой проходят десятки людей, где есть возможность читать разные книги, у меня не было бы пищи для творчества.

- А не боитесь «горя от ума»? Ведь начитанной девушке зачастую тяжело найти общий язык с менее начитанными сверстниками.

- До энциклопедических знаний мне ещё далеко, но привычка читать, на мой взгляд, замечательная. И моя вторая половинка, которую я недавно встретила, ею обладает. Всё-таки есть какой-то культурный код, который связывает людей. Необязательно быть семи пядей во лбу, но есть книги, которые формируют личность ещё в детстве, а потом и в юности. Однажды какой-то бизнесмен в своём интервью с грустью сказал, что в детстве у него в отличие от всех мальчишек во дворе не было велосипеда. Он вырос и смог позволить себе купить три «Мерседеса», но по-прежнему остался ребёнком, у которого в своё время не было велосипеда. С книжками то же самое. Если человек не читал запоем «Приключений Тома Сойера», «Старика Хоттабыча» или «Денискиных рассказов», то при общении это видно. Никакого снобизма по этому поводу у меня нет, но не зря же говорят: читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить и думать.

Смотрите также: