Коды прошлого. Ростовчанин читает историю города по кирпичам

Роман Бочарников © / Виктория Головко / АиФ-Ростов

Большие и непривычно маленькие – белые, рыжие, красные. Старых кирпичей в коллекции ростовчанина Романа Бочарникова более пяти сотен.

   
   
Роман Бочарников на персональной выствке с экспонатами из своей коллекции. Фото: Из личного архива

Досье

Роман Бочарников

Окончил Донской государственный технический университет (ДГТУ).

Член президиума Донского отделения ВООПИиК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры).

Впрочем, на Дону Бочарников в последние годы известен и другой своей ипостасью. Он убеждённый защитник старых зданий Ростова, член Общества охраны памятников истории и культуры.

Чтобы обращать внимание на проблемы архитектурного облика Ростова, лет пять назад он ещё и организовал небольшое общественное объединение - «МойФасад».

«В активе несколько человек. Но, когда бросаем клич, собираются и две-три сотни горожан», - объясняет он.

Летом этого года активисты забили тревогу после того, как в Ростове начали ремонтировать фасады домов в историческом центре. В конце концов, чтобы урегулировать ситуацию, в неё вынужден был вмешаться донской губернатор.

О том, чем завершился этот конфликт, и вообще об архитектуре современного Ростова наш разговор.

   
   
Вместе с новостройками приходит упрощение архитектурного облика. Фото: Из личного архива

Попугай бы вздрогнул...

- Роман, начну всё-таки со скандала, который с подачи общественников «МоегоФасада» разгорелся в Ростове этим летом. В городе в рамках программы подготовки к Чемпионату мира 2018 года начали приводить в порядок фасады и крыши старых домов, которыми наводнён центр... Казалось бы, хорошее дело.

- Мы тоже так думали. Это было лето - июнь, июль. Я увидел: один дом в лесах, другой. После мы пригляделись: современной да ещё и дешёвой штукатуркой замазывали старые кирпичные дома. Началось, без преувеличения, обезображивание зданий. Во-первых, под слоем штукатурки некоторые детали кирпичного декора попросту пропадают - их не видно! То есть идёт сознательное упрощение архитектурного облика. Хотя за последнее столетие архитектура на Дону и без того пришла в упадок. Это до революции, возводя дом, думали о его облике. Сегодня почему-то решили: дом - это просто коробка. Насаждаются серость, безликость... В придачу для «ремонта» выбирали нередко и какие-то безобразные цвета - свежую штукатурку красили в ярко-оранжевый и другие клоунские расцветки. Увидев это, даже попугай бы вздрогнул.

Есть вопросы и к самой программе. Она подразумевает приведение в порядок только фасадов и крыш. Но жители домов (причём дома штукатурили на условиях софинансирования со стороны жильцов) жаловались и жалуются: «Зачем вы ремонтируете первым делом фасад?!» Мол, у нас текут трубы, прогнулись старые межэтажные перекрытия, повреждён фундамент. Такой ремонт, скорее, лишь показуха. Понятно, что если фасады «плывут», то штукатурка будет осыпаться, трескаться. Эти дома через два - три года (ещё до Чемпионата мира) по второму разу придётся красить и штукатурить. Это беспроигрышный вариант для осваивания всё новых бюджетных средств. Давайте сейчас покрасим, через пару лет за счёт бюджета опять будем нанимать строительные организации и красить... Очевидно, кто-то попросту нагреет на этом руки.

Переулок Газетный, 97: кирпичную кладку замазали дешёвой штукатуркой. Фото: Из личного архива

На пресс-конференции, которую организовал «МойФасад», пригласили и известных архитекторов, и представителей городского Департамента ЖКХ. Любовь Волошинова, архитектор, в отношении дома по пер. Газетному, 97, просила: мол, сохраните старинную дверь, она одна из красивейших в Ростове! Дверь деревянная, резная, с кованой накладкой. Таких больше нет и не будет. Директор департамента кивал. Но строители всё равно поменяли её на железную... Понимаете, с одной стороны, говорят, будут привлекать красивыми домами туристов. Но кому интересны дома, обмазанные современной дешёвой штукатуркой?!

- После скандала в ситуацию вмешался губернатор. В итоге вы чего-то добились?

- Те 30 домов «доремонтируют» уже так, как было начато. Однако результат той волны, которую мы подняли, есть. По решению губернатора создали комиссию, куда вошли общественники, известные архитекторы, эксперты. Они будут определять, как ремонтировать фасад каждого дома в будущем.

Такую красоту обязательно нужно сохранить. Фото: Из личного архива

Если идея окажется эффективной, мы сможем повлиять на судьбы сотен домов. Хотя по-прежнему считаем: сначала надо приводить в порядок коммуникации, перекрытия, фундамент, а потом уже фасад.

Тайна клейма

- Слышала, что ваш первый кирпич, который и положил начало коллекции, вы обнаружили чуть ли не в куче мусора... А после уже влюбились в архитектуру, вошли в Общество охраны памятников, стали инициатором нескольких громких акций по спасению ростовских особнячков.

- Дело было на Валааме. Мы поехали туда с приятелями, если не ошибаюсь, в 2003 году -11 лет назад. Однажды гуляли в той части острова, где велись реставрационные работы. Высилась куча строительного мусора. И вдруг я краем глаза увидел в ней необычный кирпич. Полез в ту кучу, несмотря на косые взгляды друзей (улыбается). Отряхнул. Завернул в газетку и привёз в Ростов. Ради интереса стали разбираться, что рассказывает клеймо. Впрочем, это оказалось нетрудно. Клеймо представляло собой надпись «ВМ 1898». Его произвели на кирпичном заводике Валаамского монастыря в 1898 году. После в Ростове, на останках снесённого дома, я нашёл вот этот кирпич (указывает на фотографию со своей выставки). Клеймо, как видите, - это фамилия Бублиев и что-то вроде рамки вокруг. И так  я втянулся.

Кирпич, изготовленный на заводике Валаамского монастыря. Фото: Из личного архива

Сам я технарь по образованию, зарабатываю на жизнь рекламой. А чем интересно моё увлечение? Любая такая находка требует расшифровки клейма, ты начинаешь копаться и тем самым узнаёшь что-то новое - о владельце завода, судьбе здания, о том, кто в нём жил... За некоторыми кирпичами пласты не только истории, но и человеческих судеб.

- Например?

- Ну, скажем, одни из самых распространённых кирпичей в Ростове - те, что были сделаны на заводе Епифанова, крупного заводчика. Например, из таких кирпичей был сложен дом врача Рындзюна.

- Лет пять назад вы, говорят, даже организовали его «похороны» и спасли тем самым этот дом-памятник от сноса.

- (Улыбается). Он уже был в списках на снос. Даже приезжали рабочие и начали разбирать крышу. Мы устроили что-то вроде торжественного прощания с ним. В подъезде был небольшой барельеф с лицом мужчины. Мы его сфотографировали и сделали символом дома - кстати, действительно красивейшего. Поместили портрет в траурную рамку, вывесили. Положили перед домом на асфальте гвоздики, повесили похоронные венки. Нам повезло, конечно, с тем, что эту акцию заметили СМИ. В итоге власти пошли на попятную: дом сохранили, два года назад его продали инвестору, который взял обязательство привести дом в порядок. Правда, потом выяснилось: дом валится, реконструкция невозможна. Его разобрали, инвестор возведёт новый дом и обязался воссоздать фасад.

Кирпич с клеймом завода Дмитрия Епифанова. Фото: Из личного архива

Но вернёмся к кирпичам. Благодаря им заинтересовался и судьбой этого дома. Многие ли помнят, что в нём до революции была водолечебница (одна из первых в царской России спа-клиник) доктора Ильи Рындзюна? Есть предположения, что там делали процедуры даже Чехову, который, кстати, в этом районе Ростова часто бывал.

Или, например, у меня в коллекции есть кирпичи и черепица с клеймом «Золотая экономия». В 20 км от Таганрога расположено село Золотая Коса, где сохранился «Замок Лакиера». Увы, сегодня это имя мало кому известно. Хотя Александр Борисович Лакиер был личностью общероссийского масштаба, известным геральдистом. Волею судеб свои дни он окончил в той усадьбе. Сам этот замок - отдельная проблема. Он памятник, мог бы быть достопримечательностью. Но стоит заколоченным, рушится, к нему подбирается море.

Есть кирпичи, клейма на которых только предстоит разгадать. Или вот недавно кирпичи с клеймами в виде... танцующей фигурки в халате нашли при сносе строений для возведения многоэтажки на Ростовской набережной. Спасти эти склады не удалось, они не значились в списке памятников.

Да много историй, связанных с кирпичами, таят в себе неразгаданные тайны.

Вперёд - за разгадкой очередной тайны. Фото: Из личного архива

В погоне за наживой

- Как вообще вам, защитнику памятников, архитектура сегодняшнего Ростова?

- То, что Ростов уродуют, не секрет. Застраивают парки. Тот же сквер Строителей как сквер фактически исчезнет. Станет двором возводимых там многоэтажек.

Выросли несколько лет назад огромные башни Купеческого двора и испорчен уже открыточный, привычный вид центра города, доминантой которого по высоте была колокольня.

Или такой важный нюанс: есть понятие «историческая застройка улицы» - то есть её общий вид. В цивилизованном мире, даже если здания не памятники, но формируют колорит улицы, их оставляют, не сносят. Более того, стараются укрепить, привести в порядок. Вообще во всём мире ценят историю, сохранение духа старины. У нас же словно пляшут от обратного. В Ростове есть проект охранных зон, но он никем не утверждён, поскольку невыгоден строителям. Потому в центре продолжают расти многоэтажки, хотя всем понятно, насколько безвкусно, ужасно соседство современных коробок со старинными небольшими домами. Власть на это почему-то закрывает глаза.

Те, у кого душа действительно болит, - это, к сожалению, только  общественники.