Ростовская область, 21 февраля – АиФ-Ростов. Двадцать лет назад Анжела Мандажи сама пришла в военкомат. «Хочу служить Родине», - выпалила она военкому. Для юной выпускницы ветеринарного техникума в армии нашлось место телефонистки.
Вскоре наступил 1995-й, а вместе с ним – и война. По тыловым частям набирали добровольцев, готовых ехать в Чечню. Среди тех, кто согласился отправиться в зону боевых действий, была и связистка Мандажи.
- Было тогда мне двадцать четыре года, вспоминает она. - И приехала я в первую командировку со всем своим приданым: в одной руке чемодан, в другой новенький телевизор. Только смотреть там мне его уже было негде и некогда…
Фото: из личного архива Мандажи
В железном вагончике, куда поселили её, морозными ночами одеяло примерзало к стенке. Спать удавалось не больше трёх часов. И постоянная мысль под грохот близких разрывов, что завтра может уже не наступить.
С тех пор Анжела Мандажи успела побывать во всех «горячих точках» и поучаствовать во всех военных кампаниях на Юге России. «Зачем я прошусь на войну? – говорит она. - Наверное, потому, что хочу чувствовать себя нужной».
В Цхинвале прапорщик Мандажи оказалась, как сама жизнь, нужна двум пацанам-новобранцам, оказавшимся вместе с ней на простреливаемой горной дороге. Их тяжёлый «ЗИЛ» заглох на перевале в самом опасном месте. А приказ командования был коротким и строгим: все сломавшиеся машины должны оставаться на обочине и ждать помощи, которая может прийти неизвестно через сколько суток.
Фото: из личного архива Мандажи
Анжела Мандажи вспоминает, как плакали испугавшиеся близкой смерти мальчишки. Командование тогда взяла на себя она. Всё закончилось благополучно, добрались до базы живыми. А там уже сама Анжела едва не погибла сама, оказавшись всего лишь в метре от пролетевшего мимо снаряда.
- На войне чувствуешь вкус жизни, понимаешь её цену, - говорит старший прапорщик. - В мирной, тыловой жизни надо как-то юлить, придумывать что-то про себя, стараться понравиться, а там всё как на ладони - либо ты человек, либо нет. А мужчина ты или женщина, уже неважно...
Смотрите также:
- У войны не женское лицо. Воспоминания жительниц Дона, попавших на фронт →
- Осколки юности. Как воевали вчерашние школьницы →
- Она пережила ад войны →