Несколько лет назад по инициативе «АиФ на Дону» на фасаде пятиэтажного дома на пересечении Московской и Газетного появилась мемориальная доска в память о выдающемся уроженце Ростова Александре Кайдановском.
«Спасибо, что не забыли»
Оказалось, что эта небольшая табличка из чёрного мрамора за минувшие годы превратила обычный жилой дом в культовое место города: краеведы включили здание в свои экскурсионные маршруты, а главное - к дому стали приходить друзья и коллеги Кайдановского во время своих визитов в Ростов. Здесь «отметились» и Николай Чиндяйкин, и Аристарх Ливанов, и Вахтанг Кикабидзе, а недавно прохожие заметили перед домом актрису Евгению Симонову с дочерью Зоей Кайдановской.
- Я была на гастролях, и мне в театре сказали, что несколько лет назад в Ростове появилась Сашина мемориальная доска, - рассказала Евгения Симонова нашему корреспонденту по возвращении в Москву. - И я первым делом спешу поблагодарить донской «АиФ» и власть за то, что не забыли этого уникального артиста. После спектакля все цветы мы понесли к этому дому. К сожалению, там до сих пор нет вазы, и цветы пришлось прикрепить к оконной решётке. Помню, на меня еще странно оглядывались прохожие: видимо, узнали. А я в ту минуту очень хотела, чтобы ко мне никто не подходил. Хотелось помолчать...
«Он опрокинул цветок с подоконника»
- С этим домом ведь много воспоминаний связано?
- Не совсем. Мы познакомились в 1974 году на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция», когда Саша жил уже в Москве. Мне было всего 19 лет, а ему - 28. Но, несмотря на разницу в возрасте, он стал ухаживать за мной, причём делал это нерешительно, робко. И поцеловал лишь после того, как сделал предложение.
Вскоре мы поженились, и я понимала, с кем живу. С ним было очень сложно, поскольку масштаб Кайдановского проявлялся во всём - не только в ярких ролях, но и, к сожалению, в донжуанстве. Я не хочу касаться этой темы. Самое главное, что Саша многому меня научил - благодаря нему я полюбила, например, литературу. А обратила я на него внимание потому, что на съёмочной площадке он держался отдельно ото всех. Каждую свободную минуту уходил подальше и... читал.
А позже я узнала, что читать он любил с детства.
Когда мы прогуливались по Ростову, он показывал мне большой старинный дом на углу Будённовского и Большой Садовой. Теперь там магазин, а в пору его юности была разрушенная войной университетская библиотека, и Саша рассказывал, что забирался в подвал и вытаскивал оттуда какие-нибудь научные книжки. Его интересовало всё - и медицина, и латынь, и физика...
- А когда вы приезжали в Ростов, в доме, где теперь доска, наверное, жили ещё родители Кайдановского?
- У него были сложные отношения с родителями. Отец с матерью развелись, когда Саша был очень маленьким. Сперва он жил с матерью, а потом перешёл в семью отца - как раз в тот самый дом на углу Московской и Газетного. Когда мы приезжали, отца уже не было в живых (в 48 лет умер от инфаркта, и, кстати, наследственная болезнь сердца была и у Саши, он дожил до 49 лет). В квартире обитали мачеха Ирма и Сашины сёстры по отцовской линии. А мама с сыном Мишей (от другого брака) жила отдельно. Но была очень гостеприимной, когда мы её навещали.
- Кстати, в доме на Московской жил актёр, педагог театрального училища Владимир Молчанов, с которым у Кайдановского в студенческие годы случился конфликт...
- Он действительно был его соседом. Но конфликт произошёл из-за того, что Саша съездил в Москву на премьеру фильма «8 1/2» Фредерико Феллини. Разумеется, ни у кого разрешения он не спрашивал. Вообще он всегда вёл себя независимо, делал что хотел. На его пропуски обратил внимание Молчанов и... отстранил Кайдановского от занятий. Саша мне рассказывал, что был общественный суд, на котором большинство однокурсников проголосовали за его отчисление.
Но тут в дело вмешалась Сашина бабушка. Он очень смешно её копировал, и сейчас мне кажется, что рассказывал он о том случае именно для того, чтобы бабушку вспомнить. Как и все южане, она была женщина неуёмного темперамента - помчалась в училище и стала возмущаться: «Что вы сделали с мальчиком? Он ходит сам не свой! Его мама бросила, папа бросил, с ранних лет он мечтает стать актёром, я тоже с него глаз не свожу, когда он поёт или стихи читает, а вы его отчисляете». О каком Саше идёт речь, в деканате сразу и не сообразили. Но бабушка продолжала: «Сделайте что-нибудь, ведь мальчишке надо учиться. Он нервный. Сегодня цветок опрокинул с подоконника». Заступились за него и товарищи...
- И в итоге Кайдановского перевели на курс Михаила Бушнова...
- Совершенно верно. Но здоровался ли он с Молчановым, встречаясь в подъезде, я так и не узнала. Саша был сложный, скрытный человек...
«Приходите к нам обедать...»
- Ваша дочь Зоя больше похожа на вас или на него?
- Зоя очень многое унаследовала от своего гениального отца. И она очень интересная личность: глубина, стихийность, чего во мне нет. У неё нестандартное мышление, причём на чувственном уровне. И при этом она нежная, мягкая, верная: южные корни дают о себе знать.
- А каким вам запомнился Ростов тридцатилетней давности?
- У меня одно яркое воспоминание - солнце, зелень и очень радушный приём. Так, как встречали наш театр Маяковского в Ростове, не встречали больше нигде.
Мы прогуливались по городу, и к нам подходили люди: «Ой, мы вчера были на вашем спектакле. Нам понравилось - приходите к нам завтра обедать».
- Вы, конечно, отказывались?
- Поначалу да, но попробуй откажись, когда тебя буквально за руку тянут и ещё обижаются, что тебе надо в театр. В общем, мы и сами не заметили, как стали ходить в гости и там перезнакомились с таким количеством людей, что ни в одном городе страны такого не бывало.
Например, была семья, с которой мы много лет потом дружили, пока они не уехали то ли в Канаду, то ли в США. Мы пришли к ним обедать, а на следующий день они повели нас к своим друзьям - в такой квартал недалеко от театра, где частные дома в небольших садах. И мы сидели на этих террасах, а на столах были пиво, раки, помидоры сумасшедшей вкусноты. И был какой-то невероятный нон-стоп.
А потом мы стали ездить на Дон. Садились на корабль, переплывали на левый берег и загорали на пляже. И однажды к нам подошла женщина: «Мы были у вас на спектакле, нам так понравилось. Хотите, мы вас повезём в верховья Дона, у меня есть моторная лодка».
И на следующий день мы втроём - я и две мои подруги рано утром спустились к Дону, подъехала дама, погрузила нас в лодку, завела мотор, и мы уплыли на какие-то намытые песчаные острова, где вообще вода прозрачная. Она тут же раскинула скатерть-самобранку. И оказалось, что у неё с собой примус, кастрюля борща, потрясающие фаршированные голубцы и множество других блюд. Это было что-то немыслимое. Мы там плавали. Она нас поила-кормила. Вот так нас принимали! А ещё в Ростове о наших спектаклях очень тепло писали. С какой-то поры я не читаю рецензий и даже прошу друзей не пересказывать мне мнение критикесс, но ростовские газеты храню по сей день.
- Я знаю, что в 1980-е годы вы снимались в Таганроге и познакомились там с артистом Владом Ветровым, который теперь работает в «Современнике».
- Это забавная история. На съёмочной площадке был перерыв, и я со своей мамой, дочкой Зоей и старшей племянницей шла по улице и спросила у него, как пройти на пляж. Тогда Ветров был совсем ещё парнишкой. Он остолбенел: видно было, что узнал меня, и сказал, что лично проводит на пляж. Это были съёмки фильма «День свадьбы придётся уточнить». А вскоре он влился в нашу компанию и несколько раз сопровождал детей к пляжу. Недавно Влад снимался с Зоей в фильме моего мужа Андрея Эшпая. У них была любовная сцена, и в самый ответственный момент он во время поцелуя сказал: «Слушай, я теперь понял: я ведь тебя на пляж в Таганроге водил». Зоя рассказывала, что смех накрыл всю съёмочную группу, поскольку чувство юмора у Ветрова бесподобное.
От редакции
Евгения Симонова через «АиФ на Дону» обращается к городским властям:
- Спасибо всем за память об Александре Кайдановском. Много моих и Сашиных товарищей, бывая в Ростове, непременно приходят к его дому. Но нам очень хотелось бы, чтобы появилась перед мемориальной доской ваза и можно было оставлять цветы. Это несложно организовать да и времени много не отнимет. А наше «паломничество» будет только крепнуть.
Смотрите также:
- На дне. Как известный артист, создававший в Ростове балет, попал в ночлежку →
- Композитор Вячеслав Малежик записал альбом с песнями на стихи азовчанина →
- Звёзды сошлись. Жители Дона рассказывают о знаках судьбы →