Два года назад в посёлке Коксовом Белокалитвенского района Ростовской области по благословению епископа Волгодонского Корнилия открылся центр для обездоленных.
О женщинах, с которыми жестоко обращаются мужья, и о ненужных стариках рассказала сестра милосердия Ольга ПИВОВАРОВА.
На своей шкуре
- Ольга Николаевна, как вы оказались на такой нелёгкой работе?
- Это была моя мечта, к которой я шла долгие годы. Мне и самой пришлось в жизни многое пережить. В детстве меня не понимали ровесники. Считали не от мира сего, потому что я верила в Бога, читала Библию, хотя родилась в семье атеистов. До 18 лет я даже некрещёная была. И только после совершеннолетия стала постоянно ходить в храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» на Военведе. Тогда это был небольшой вагончик, а здание самой церкви только строилось. Там у меня появился духовный наставник - протоиерей Вадим Царёв. К нему я обращалась за помощью в самые трудные минуты. Я стала сестрой милосердия при этом храме. Закончив медицинский колледж, поступила в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, на миссионерский факультет. Вышла замуж за своего первого парня, которого едва знала. Супруг оказался алкоголиком. Мы были обвенчаны, поэтому я считала, что этот брак - мой крест на всю жизнь. Терпела и не уходила от мужа. Так прошло 13 лет, и на собственной шкуре я пережила все ужасы домашнего насилия, пока не набралась смелости и с благословения батюшки развелась и ушла жить к маме. Но ненадолго. Вот уже пятый год живу в Белой Калитве с детьми и с самым надёжным человеком на земле, своим вторым мужем Андреем, который помог моей мечте осуществиться.
- Ваш проект дома для бездомных оказался лучшим и получил грант. Но как вы, прожив всю жизнь в Ростове, нашли помещение почти за 200 километров от родного города?
- В Белокалитвенском районе я оказалась по делам сестриничества. Меня назначили старшей сестрой, а моим духовником стал иерей Димитрий Семиколенов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери в посёлке Коксовом. Здесь я увидела пустующее здание бывшего профилактория и взяла его на заметку. Тогда же при патриархии проводились специальные курсы по социальному служению, где рассказывали, как готовить проекты с нуля, помогали создавать бизнес-план. Поняла, что это мой шанс воплотить мечту в жизнь и создать многофункциональный центр помощи одиноким матерям, беременным женщинам и людям, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации. И выиграла грантовый конкурс, получила на проект 1,5 миллиона рублей. Тогда я поняла, что не зря оказалась в посёлке Коксовом. Здание бывшего профилактория было идеальным местом для центра - 1200 квадратных метров. А тут ещё и районная администрация пошла мне навстречу и предоставила профилакторий в безвозмездное пользование на 25 лет. Мы платим только за коммунальные услуги. Нам помогают чиновники. Так, в прошлом году оплатили долг за электроэнергию в 150 тысяч рублей. Слава Богу, есть небезразличные люди: волонтёры, общественные организации, меценаты, которые собирают для нас продукты, одежду, а самое главное - дорогостоящее детское питание и лекарства. Вы знаете, за два года, что существует центр, я почти не покупала продуктов. Свежий хлеб каждый день привозит местный завод, с крупами, мясом, овощами и фруктами помогают обычные люди и предприниматели.
От беды не зарекайся
- От тех ситуаций, в которые попадают ваши подопечные, никто не застрахован. Наверное, поэтому так много небезразличных людей.
- Это правда. Как говорится: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». У большинства наших постояльцев есть родственники, у многих были работа, жильё. Например, Наталья Лисняк работала диспетчером в Ростовском аэропорту. С отцом старшей дочери жизнь не сложилась, второй брак тоже оказался неудачным. Муж запил. Она, беременная, ушла к родителям-инвалидам, которым и самим-то помощь нужна. О нашем центре Наталья узнала случайно. Позвонила мне и объяснила ситуацию. Я её забрала. Когда младшая девочка подрастёт, Наталья планирует организовать кружок для поселковых детей и заниматься с ними английским, ведь по образованию она учитель иностранных языков. Её соседка Татьяна Хлопова приехала из хутора Чапаевка, где жила вдвоём с дочерью в ветхом домишке. О втором ребёнке она и не помышляла. Но так случилось, что в сорок лет родила сына. После рождения малыша самой тянуть хозяйство по дому ей было не под силу. Соседи посоветовали Татьяне наш центр. В комнате Тани есть кровать и для старшей дочери. Девушка учится на парикмахера и живёт в общежитии, но частенько приезжает к маме и братику. А Таня, привыкшая к любому труду, и здесь нашла себе дело. За небольшую плату ухаживает за лежачей бабушкой.
Брошенные старики
- У вас и пожилые люди в центре находят приют?
- Да, сейчас у нас есть возможность брать гораздо больше людей, чем в первый год. Уже отремонтирована половина комнат, стоят новые кровати, полностью оборудованы кухня, санузел, детская комната, у нас даже телевизоры есть. Но моя гордость - это подворье с курами, молочной козочкой, была у нас и корова, но умерла. Всё это за счёт средств гранта было куплено. Центр, слава Богу, развивается, о нём узнают и в других городах. Так, к нам попала бабушка из Москвы, которую родные дети отправили сюда, а забирать не собирались. На старости лет бабушка осталась никому ненужной. Свой век она теперь коротает у нас. Есть и старик, прикованный к постели, которому тоже негде жить, хотя у него есть дети. А недавно в центре жила пожилая женщина. Её вообще родственники посадили в такси, назвали наш адрес и пропали. Прожила она недолго, умерла, может, от тоски. Иногда удаётся найти родных. Я спрашивала: «Ну, как же вы так можете? Это ведь ваши родные люди, которым недолго осталось». Ответ примерно один: мол, старики нам мешают, а у вас достойный уход, который мы им обеспечить не можем. У нас правда старичкам хорошо. Ведь в центре есть медсестра, которая и капельницу поставит, и укол сделает, и давление собьёт, когда надо.
- И всё же какой выход у ваших подопечных? Не могут же они всю жизнь здесь жить?
- Сейчас у нас живут более 30 человек, в основном это молодые мамы. Для них наш центр - временный кров. Они пришли сюда, чтобы быть рядом со своими малышами. Ведь эти женщины могли отказаться от новорождённых, отдать их в дом малютки, тогда было бы проще устроиться на работу, найти жильё. Но они захотели сами воспитывать своих малышей. Все мамочки нам помогают, дежурят по кухне и общежитию, у нас есть швейная мастерская, где они ещё и шьют. Бездельников мы тут не держим. Но есть у нас люди, которым некуда идти. Юра попал в страшную аварию и сейчас прикован к инвалидной коляске. Он наш первый постоялец. Когда я узнала, что мать отказалась за ним ухаживать, а без помощи посторонних ему не выжить, взяла сразу сюда. Юра зовёт меня мамой. Да и для меня он ещё один ребёнок. Мои дочки тоже стали добровольцами милосердия. А муж в нашем центре - моя правая рука, вся техническая работа на нём. Наверное, если б не моя семья, то так много не удалось бы сделать. Сегодня мы можем дать кров почти 100 нуждающимся. Разве это не чудо?
Досье
Ольга Пивоварова родилась в Ростове в 1977 году. Закончила медицинский колледж, потом 3 курса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 2001 году стала сестрой милосердия. В 2012-м открыла многофункциональный социальный центр. Замужем, двое детей.
Телефон социального центра - 8-961-320-20-58.
Смотрите также:
- «Васенька или Коленька?» Мать не узнала сына, которого бросила 30 лет назад →
- Мальчик из Ростовской области до трех лет прожил в собачьей будке →
- Доброе слово лечит. Истории соцработника →