Следы великого скульптора в Ростове

   
   

Несмотря на то, что Евгений Викторович родился в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина), а его самое известное творение – «Родина-мать» - установлено в Волгограде, Ростов также сыграл свою роль в жизни архитектора. Именно в донской столице прошли его детство и юность. Здесь же он получил первое художественное образование - в школе Чиненовых (ныне Ростовский художественный техникум имени М.Б. Грекова).

В Ростове обрели свой дом некоторые работы скульптора, на счету которого множество государственных наград. «Аиф на Дону» сделал подборку памятников, автором которых является Евгений Вучетич и которые установлены в донской столице.

Фонтан «Театральный»

Фонтан рядом с Ростовским академическим театром драмы имени М. Горького был возведён в 1936 году. Эта скульптура – дипломная работа молодого и перспективного архитектора Вучетича.

Фонтан представляет собой скульптурную группу из четырех могучих атлантов, стоящих на постаменте и поднимающих вверх каменную чашу. Из-за этого в советское время горожане присвоили композиции шутливое название «Дядьки с чашкой». Ступени, окружающие фонтан, украшены шестью фигурками лягушек и черепах.

Изначально скульптуры были выполнены из бетона на фоне белого цемента. Во время Великой Отечественной войны фонтан был частично разрушен. Первая масштабная реконструкция памятника состоялась в 1950 году. Скульптуру восстановили полностью, до мельчайших подробностей. Однако спустя двадцать лет фигурки лягушек и черепах сильно расшатались, поэтому было принято решение убрать их. Кроме того были опасения, что руки бетонных силачей в какой-то момент не выдержат и обрушатся вместе с чашей. Вот почему в середину скульптуры добавили опору. В таком измененном виде фонтан пребывал довольно долгое время.

В 1999 году, когда Ростов готовился праздновать своё 250-летие, фонтан пережил вторую масштабную реконструкцию. Эта починка оказалась гораздо качественнее первой. Концепция, заданная архитектором осталась неизменной, а всех земноводных вернули на свои законные места. Претерпели изменения лишь материалы, из которых выполнен памятник. Скульптуры, изображающие атлантов, черепах и лягушек созданы по современной технике выколотки по меди, а подиум, на котором располагается центральное изваяние, облицован природным камнем.

   
   

Памятник в честь освобождения Ростова от белогвардейцев в 1920 году

Этот памятник, известный в народе как «Конь с яйцами», установлен на площади Советов, перед зданием Правительства Ростовской области. Он был возведен в 1972 году на месте разрушенного большевиками в 30-е годы храма Александра Невского.

Изначально этот монумент планировалось установить на Мамаевом кургане в Волгограде, но там его не приняли. Поэтому Евгений Викторович решил передать композицию Ростову.

Барельефы отображают эпизоды военных действий Первой конной армии, сыгравшей решающую роль в освобождении Ростова. В центре скульптурной группы возвышается солдат в островерхой буденовке, на коне, с обнажённой саблей. Композицию дополняют фигура идущего в бой красноармейца в шинели с винтовкой и раненый матрос, бросающий гранату.

В 1996 году, в связи с требованием казачьего общества «Станица Ростовская» с постамента памятника была снята доска с текстом «Сооружен в ознаменование освобождения Ростова-на-Дону от белогвардейский банд в 1920 году».

А в прошлом году, когда памятнику исполнилось 40 лет, была произведена его реконструкция. Дело в том, что со временем были утеряны некоторые детали композиции. Так, одни бойцы, изображённые на барельефе оказались без оружие, а другие – и вовсе без рук. Кроме того частично разрушилось бетонное основание, а между плитами стала затекать вода. Все эти дефекты были устранены.

Горельеф на гостинице «Ростов»

Здание гостиницы «Ростов» принято считать памятником конструктивизма. Оно было построено в 30-х годах по проекту сразу трех ростовских архитекторов, а горельеф для него выполнен известными советскими скульпторами Сергеем Корольковым и Евгением Вучетичем.

Тема рельефа – «Великое созидание». Сам горельеф предполагал трехчастную композицию, но на фасаде почему-то появилась лишь одна его часть.

Примечательно, что с 1937 года в России и в Ростове в частности начинается что-то вроде борьбы со стилем «конструктивизм». Практически все общественные здания в этом стиле подвергаются перестройке, приобретая черты характерной «сталинской неоклассики».

Гостинице «Ростов» в этом смысле «повезло»: во время Великой Отечественной войны она была частично разрушена. При штурме города в 1943-м здание накрыла огнем советская артиллерия, оно сгорело и частично обрушилось.

После войны в полуразрушенном здании жили люди. Гостиница превратилась в дом с коммунальными квартирами. Вот почему реконструкции здание подверглось аж в 1965 году.

Бюст С.М.Будённому.

Бюст Героя Советского Союза установлен на пересечении улицы Пушкинской и проспекта Будённовского. Торжественное открытие бронзового памятника, посвященного Семену Михайловичу, состоялось 26 апреля 1966 года.

Бывший Таганрогский проспект, на котором теперь стоит бюст, был центральной магистралью Ростова, по которому проходил главный путь на Кавказ. В 1923 году проспект был переименован в честь легендарного полководца и стал Буденновским.

Смотрите также: