«О нет, только бы не угодить в снежную засаду, как все, кто едет в новогоднюю ночь через Краснодарский край», — с тревогой думала я накануне отъезда в величественную Северную Осетию. Дело в том, что за день до Нового года Кубань накрыл аномальный снегопад, рабочие не успевали его убирать, а составы надолго застревали в пути, некоторые — на 27 часов.
К счастью, нам повезло. Поезд Москва — Владикавказ прибыл на вокзал Ростов-Главный всего на полчаса позже заявленного времени. В 20:45 мы с подругой выехали из пасмурной донской столицы, Новый год встретили прямо в вагоне под бой курантов, а на рассвете за окном уже мелькали заснеженные верхушки кавказских гор. Подробности — в материале rostov.aif.ru.
Праздновали всем вагоном
«С наступающим, девчата! Вместе будем встречать», — улыбаясь, приветствовала нас на ростовском вокзале проводница Мадинат. Наш вагон едва ли был заполнен на четверть, и всё же там царило новогоднее приподнятое настроение. У кого-то негромко играли песни про зиму, а ещё в вагоне сладко пахло мандаринами.
Удобно расположившись на своих местах, мы с подругой Еленой накрыли праздничный стол: о традиционных для новогоднего застолья блюдах мы позаботились заранее — прихватили оливье, бутерброды с икрой, мандарины и конфеты. Шампанское и другие спиртные напитки в вагоне пить было нельзя, за этим строго следили проводницы, поэтому мы запивали всё чаем в узнаваемых стаканах с подстаканниками.
Незадолго до полуночи наш поезд остановился на техническую стоянку где-то в Краснодарском крае. Воспользовавшись тем, что у нас появился интернет, мы смогли включить трансляцию одного из центральных ТВ-каналов и посмотреть новогоднее обращение президента. Когда куранты главных часов страны сделали двенадцатый удар, в вагоне раздались аплодисменты и поздравления.
Примерно через сорок минут наш поезд продолжил путь. Как выяснилось позже, сначала из-за погодных условий он шёл с задрежкой в три часа, однако к утру сократил отставание до полутора часов.
Жемчужины Осетии
Утром 1 января Владикавказ встретил нас тишиной: пустыми улочками почти без прохожих и транспорта, а ещё — редким снегом. Наш путь лежал в Верхний Фиагдон — живописный горный посёлок в 48 километрах от столицы республики. По плану нас должен был довезти единственный маршрутный автобус, отправляющийся от центрального рынка. Но, как оказалось, в первый день нового года он не ходил. Пришлось воспользоваться такси, которое обошлось нам в две тыс. рублей.
За рулём оказался добродушный седовласый мужчина 60 лет — Арслан, который все 40 минут пути делился смешными и мудрыми историями из жизни.
«Смотрите, девчонки, если сейчас на трассе будет туман, значит, в горах идёт снег», — заверил он. Что удивительно, его прогноз сбылся на сто процентов.
Уже в Фиагдоне, заселившись в съёмную квартиру, мы отправились гулять. Первой остановкой стал Аланский мужской монастырь, до которого мы шли пешком более трёх километров. Здесь было немало туристов, хотя местные заверили: летом их ещё больше. Здание монастыря выглядит как подлинная реликвия средних веков — монументальные каменные стены, старинная кладка, строгая геометрия. Даже трудно поверить, что строение возведено лишь в 2004 году.
Но обратном пути мы остановились у источника «Хилак», расположенного недалеко от монастыря. Напились солоноватой минеральной воды прямо оттуда, она оказалась гораздо вкуснее бутилированной из магазина.
Но по-настоящему захватывающая дух поездка ждала нас на следующий день. Главные горные достопримечательности Северной Осетии расположены близко друг к другу, если, конечно, ехать на машине. В интернете легко найти местных водителей, предлагающих экскурсионные поездки. Мы остановили свой выбор на одном из них — и не прогадали.
Нас сопровождал Бондо, бойкий загорелый 55-летний мужчина. Для нас он стал не просто шофёром, а настоящим знатоком осетинских истории, легенд и преданий. Он не только уверенно вёл машину по горным серпантинам, но и с душой рассказывал об истории родного края, раскрывая тайны каждой скалы, башни и ущелья.
В поездке мы увидели Кадаргаванский каньон, селение Цмити — одно из древнейших в республике, легендарные башни Курта и Тага, молчаливые стражи древних родов, крепость Дзивгис, «Город мёртвых» Даргавс, Кармадонское ущелье. Чтобы осмотреть эти и другие достопримечательности, нам понадобилось пять с половиной часов. А стоило всё это удовольствие восемь тыс. рублей за двоих.
Где жить и что есть?
Перед путешествием в Северную Осетию стоит запомнить несколько простых и очень важных правил. Во-первых, следует уважать местную культуру, как впрочем и в любом другом регионе. При поездках на пикники или экскурсии на природу забирайте весь оставленный вами мусор с собой. Здесь очень внимательно относятся к экологии горного края. Третье правило скорее для летнего отдыха: одевайтесь адекватно — не стоит экстремально оголяться или надевать шорты во время посещения священных мест.
На Фиагдон и его сокровища стоит выделить не день, а минимум два-три дня. Проблем с жильём здесь нет: от уютных квартир на различных площадках для бронирования (от 4,5 тыс. рублей/сутки), частных коттеджей (от 7,5 тыс. рублей/сутки) до современных отелей с ресторанами и спа (от 10 тыс. рублей/сутки). Наша трёхкомнатная квартира обошлась нам в 15 тыс. рублей за двоих на трое суток.
Что касается еды, то здесь настоящий гастрономический рай. Наш совет: если хочется не ресторанного, а своего, как у мамы или бабушки, ищите скромные вывески «Домашние осетинские пироги» или «Шашлык на дровах» на частных домах. И хоть ростовчане и сами знают толк во вкусной еде, но ничего не сравнится с чашкой душистого травяного чая и горячим куском осетинского пирога с сыром, картофелем или говядиной. К слову, у умелиц кулинарного дела лакомство будет стоить от 500 рублей за штуку, в ресторанах же — в полтора раза дороже.
Если перевести впечатления в цифры, получится такой бюджет путешествия на одного человека: ж/д билеты в плацкартный вагон туда и обратно — 5,4 тыс. рублей; аренда квартиры на трое суток — 7,5 тыс. рублей; такси от вокзала до жилья — 1 тыс. рублей; обед в местных кафе — около 700 рублей за раз; осетинский пирог на вынос — 500 рублей; сувениры на память — 2 тыс. рублей; экскурсия с сопровождающим на внедорожнике по главным достопримечательностям — 4 тыс. рублей.
Несмотря на снежный коллапс и задержки в пути, мы ни на секунду не пожалели о своём решении провести каникулы именно здесь. Воздух здесь — потрясающий, перезагрузка удалась на все сто: тело отдохнуло, а мысли прояснились. Теперь можно возвращаться к работе с новыми силами.