Мир меняется на наших глазах неумолимо и стремительно. Мы уже живём в новой реальности. Люди пересматривают взгляды, а бизнес – стратегию и тактику. Социальные предприниматели – не исключение.
Эмпатия – твой выход!
Сегодня с изменением геополитической ситуации также меняются управленческие и инвестиционные приоритеты бизнеса. Предприниматели корректируют и свои социальные проекты. Предприятия вовлекают в них работников и даже членов их семей. Это влияет репутацию, а значит, и на благополучие компании.
Так предприниматели вносят свой вклад в общегосударственные задачи. На Дону в приоритете развитие человеческого капитала, социально-экономическое развитие, повышение уровня жизни и создание условий для самореализации каждого жителя региона.
И всё-таки нужен стимул
В Ростовской области уже реализовано много успешных социальных проектов. Например, «Токамак» в Кагальницком и Азовском районах.
«Проблемы у этих районов разные. Понять их можно непосредственно на месте, погрузившись в муниципалитет. Мы проводили мероприятия, в которых участвовали представители власти, бизнеса и гражданского общества. В каждом из районов увидели, что люди готовы делиться своими идеями и инициативами, но для них важно быть услышанными. И очень необходимо продолжение, понимание того, как будут развиваться эти идеи», – рассказала директор АНО «Интегра» Оксана Барабицкая на конференции в «КоммерсантЪ-Юг», посвящённой новым путям донского региона к целям устойчивого развития.
К сожалению, пока социально ответственным предприятиям и социальному бизнесу приходится непросто: для них нет каких-либо налоговых льгот.
«Такие льготы были в 1990‑е, на заре развития рыночных отношений в России. Однако в то время не было должного контроля за предпринимателями и предприятиями, получавшими такие льготы. В итоге их убрали из федерального законодательства. Таким образом, социально ответственные предприятия делают добрые дела, реализуют социальные проекты исключительно добровольно», – пояснила руководитель Центра устойчивого развития ЮФУ Алла Киселёва.
Большие равняются на маленьких
На практике социальным бизнесом в основном занимаются индивидуальные предприниматели, а также малый и средний бизнес. Социальный бизнес вообще очень часто вырастает из хобби или необходимости решить сначала какие-то частные проблемы и задачи.
Однако в последнее время свои социальные проекты всё чаще реализуют большие компании и представители крупного бизнеса. Компания «Газпромнефть», например, в рамках программы социальных инвестиций запустила программу «Родные города».
В Ростовской области волонтёры компании и жители Сальска совместно с экспертами Московского центра урбанистики преобразили летнюю сцену в городском парке на улице Ванцетти. Вначале в городе провели онлайн-голосование, во время которого жители смогли самостоятельно выбрать территорию для преобразования. Было предложено три варианта: амфитеатр и летняя сцена в парке на улице Ванцетти, бульвар на улице Ленина и площадка у шахматного клуба. В голосовании участвовали более 500 человек. В итоге сальчане выбрали амфитеатр и летнюю сцену.
Бизнесу – имидж, жителям – польза
Сегодня обновлённая летняя сцена вносит новизну в архитектурный облик города. Кроме того, это позволит проводить различные городские мероприятия в новых форматах.
«Реализация проекта позволит создать оптимальные условия для комфортного отдыха и времяпрепровождения жителей. Это очень важно для гармоничного развития сальчан и для будущего нашего города в целом», – уверен генеральный директор предприятия «Газпромнефть – битумный терминал «Юг» Виталий Черевко.
Итогом проекта стал творческий обучающий мастер-класс по преобразованию выбранного пространства. Мастер-класс специалистов вдохновил жителей продолжить создавать собственные малые архитектурные формы. Акцию поддержали и местные власти.
«Главная особенность этого совместного социального проекта – личная вовлечённость жителей в процесс преобразования городской территории. Начиная с выбора общественного пространства и до участия в обучающем мастер-классе. Проект призван не просто благоустроить определённые территории, но и развить культуру отношения наших жителей к общественной среде», – уверен глава администрации Сальского городского поселения Иван Игнатенко.
Цель проекта была достигнута – создать атмосферу комфорта, безопасности, в которой горожанам одинаково приятно жить, работать, проводить время с детьми, заниматься спортом и хобби. Вдохновлённые успехом сальчан, этим социальным проектом заинтересовались и в других городах и сёлах Дона.