Мелодия зашита в ДНК. Как правильно петь казачьи песни

Свои песни «Казачий край» не поёт, а играет. © / Павел Черемисов / Из архива

Главное в донском фольклоре – чувства и эмоции, взгляд самого исполнителя на происходящее в его жизни. Поэтому казачья песня не похожа на другие, её главный секрет в том, что поётся она не голосом, а сердцем. И если она зацепит тебя один раз, расстаться с ней невозможно.

   
   

Кто поёт в казачьем хоре, как подобрать подходящий репертуар и почему песню нужно играть, корреспондент «АиФ-Ростов» поговорила с руководителем коллектива «Казачий край» из станицы Бессергеневской Павлом Черемисовым.

Прямо в душу

С бессергеневцами я встретилась на открытии сезона летних донских фестивалей в станице Старочеркасской. Пройти мимо них было невозможно. Ещё издали глубокие голоса и щемящее душу пение притянуло меня к сцене, где выступали три казака и десять статных казачек в ярких костюмах. Потом мы столкнулись с ними на одной из «песенных полян» в станице. Шли они женской пёстрой шеренгой и пели, прохожие останавливались и замирали, прислушиваясь.

– А можно я вас сфотографирую, – не удержалась я. – Сразу столько красавиц!

К казачкам присоединились несколько девчушек. Оказывается, это группа поддержки из Бессергеневской, внучки приехали поддержать поющих бабушек. Подошёл и руководитель хора Павел Иванович. Так и разговорились.

Хор в своём нынешнем виде существует с 2004 года, но истоки его – из 1969-го, когда ансамбль был образован при совхозе в хуторе Калинин. Потом в постсоветское время коллектив распался, но в нулевых глава тогда совхоза «Бессергеневский», а сейчас уже агропромышленного предприятия Вениамин Михайлович Козлов решил возродить певческое сообщество, чтобы снова над Доном звучали душевные казачьи песни.

«Я петь не могу и не пою, но слушать казачьи песни очень люблю. Это наша история, наша культура», – улыбаясь, объясняет глава агропредприятия.

   
   

Павел Черемисов долгое время был самым молодым артистом «Казачьего края». Сюда его привела одна из солисток Нина Дуварова ещё совсем «зелёным». В 1986 году Павел только пришёл из армии, он три года прослужил на флоте, устроился в совхоз. И сразу Нина Устиновна, которая работала там же, завлекла своими разговорами об уникальности казачьей песни.

«Петь нужно плавно, протяжно, не спеша. Песню надо дать зрителю прямо в душу», – учила Дуварова.

Сам Черемисов пел с детства, как любой ребёнок из казачьей семьи, он рос на донских песнях. И мама с папой пели, и бабушка – во время работы и на праздниках, песни весёлые и грустные, но одинаково завораживающие. Потом был школьный хор, так жизнь свою без музыки он и не мыслил. Поэтому судьбу крепко связал с «Казачьим краем» и был очень счастлив, когда хор возродился.

«Из старого состава в новый перешли пять человек, – вспоминает Павел. – И около 40 местных пришли записываться в хор, так истосковались по нашим песням. Но после первых же репетиций человек двадцать отсеялись».

– Почему? Голоса или слуха не оказалось?

– Нет, не в этом дело. Эмоционально не вытянули. Можно иметь голос, слух, но не это главное. Казачью песню не поют, её играют. Исполнять нужно не голосом, а душой, сердцем. Всё прочувствовать и через себя пропустить, вот тогда ты будешь петь, какими бы вокальными данными природа ни наградила. Поэтому многие честно сказали: нет, мы так не сможем. Потом ещё кто-то ушёл, вымотался. В итоге остались 15 человек.

Зато нынешний состав настолько гармонично сосуществует вместе с донской песней, что на сцене не работает, а просто живёт.

«На концерте мы можем и 20 произведений исполнить, и нет усталости ни у нас, ни у зрителя, песня льётся легко и непринуждённо», – поясняет Павел.

Феномен донского пения

Репертуар, конечно, соль любого коллектива. Часть его в «Казачьем крае» – уникальные бессергеневские песни.

«В большинстве станиц и хуторов поют похожие песни, основа одна, немного переиначенная местными на свой лад, – рассказывает Черемисов. – Но есть композиции, которые я встречал только у нас. Например, «Расповадился мальчишка» или «Нечего, братцы, дома жить». Поём известные казачьи песни – «Разродимая моя сторонушка», «Дон Иваныч». Обмениваемся с другими станицами – Старочеркасской, Заплавской, Раздорской. А порой, организуем этнографические экспедиции, были и на Верхнем Дону, и на Нижнем, отправляемся к нашим донским старожилам. Просим бабушку или дедушку спеть какую-нибудь старинную местную песню. Начали мы этим заниматься ещё 18 лет назад, кое-что записывали на магнитофон, сейчас уже на смартфоны, а порой, запоминаем на слух и берём в свой репертуар».

Всего хор исполняет около 150 песен из донского казачьего фольклора: поют казаки и протяжные лирические песни, и походные – в ход идёт всё, чем богата донская земля.

Средний возраст исполнителей в «Казачьем крае» – 60 лет. Павел Иванович, а ему уже 57, в хоре считается всё ещё из «молодых», хотя юная кровь потихоньку в коллектив вливается, в последнее время пришли трое исполнителей из следующего поколения. Если сначала юные земляки бессергеневцев со скептицизмом относились к народным песням, то со временем потихоньку проникаются эмоциями и чувствами донского фольклора.

«Это у нас, казаков, на генетическом уровне, зашито в ДНК, – улыбается Черемисов. – Ты можешь никогда не петь, забыть своё происхождение, но если услышишь казачью песню, невольно остановишься, мурашки побегут по коже, и откуда-то из твоей души всё равно начнёт литься песня. Чуть ли не сами слова приходят. Вот такой феномен».

У исполнителей коллектива проблем с этим тем паче не было, ведь все бесергеневские «соловьи» – казаки по рождению. А возраст участников хора тут только на пользу, донские певцы и певицы из Бессергеневской ещё помнят прежнюю казачью жизнь, традиции и обычаи, которые с удовольствием передают подрастающему поколению. Некоторых из ветеранов хора, к сожалению, уже нет. Заметные участники «Казачьего края» – Михаил Ноженков, Василий Галстенков, Николай Науменко и Александра Дробязкина ушли, оставив о себе самую светлую память. Все ещё в строю участницы первого состава – Нина Дударенко и Мария Медведева. А Нина Устиновна Дуварова, первый руководитель «Казачьего края», в силу возраста (ей уже за 80) выступать не может, но не теряет связи с родным коллективом, бывшие коллеги ей частенько звонят посоветоваться да и в гости по праздникам захаживают.

Истинно народный

В 2010 году «Казачий край» получил звание народного самодеятельного коллектива. Подтверждать его нужно каждые пять лет, но никто и не усомнится, что хор истинно народный, голоса бессергеневцев слышны на каждом празднике, конкурсе, фестивале на Дону – и на «Шолоховской весне» в Вешенской, и на «Калининском лете» в Пухляковке, и на многочисленных праздниках в Старочеркасской. Костюмы, поездки, все траты лежат на агропредприятии.

«Если бы не Вениамин Михайлович, ничего бы не было, – говорят участники хора. – Он настоящий донской казак, болеет душой за коллектив, понимает, как важно сейчас сохранить музыкальное наследие и передать его нашим детям. Костюмы мы шьём на заказ, за образец взяли казачью одежду, которую носили наши дедушки и бабушки в станице Бессергеневской начала XX века».

Хор, несмотря на несомненный талант артистов, коммерческую деятельность не ведёт. Это и понятно, такое искусство – это не про деньги, да и не умеют они: с удовольствием поют на торжествах у станичников, никому не отказывают, самим в радость. Но два диска со своими песнями всё же записали. На профессиональную студию средств не нашлось, но получилось всё равно отлично. Завели свой канал в соцсетях, общаются с подписчиками, получают комплименты. И даже потомки бессергеневцев, давно уехавших в чужие края, находят их во Всемирной паутине и пишут, как слышали эти песни от бабушек, благодарят за маленькое путешествие в детство, а может быть, и в историю своего рода.

Павел Черемисов считает это очень важным: сохранить, донести казачью культуру. Собирает по крупицам воспоминания старожилов, у него накопился фото- и видеоархив прошлых лет. Недавно он выпустил книгу об истории родной станицы. И сегодняшние события тоже со временем станут историей, поэтому он часто фотографирует виды Бессергеневской и окрестности и людей, живущих здесь и поющих душой свои светлые песни.