Геннадий Сухоруков — мастер резьбы по дереву из города Шахты. Его работы, украшенные традиционными казачьими мотивами, отражают глубокое почтение к культуре и истории Дона.
О том, где художник черпает вдохновение и почему выбрал для себя именно казачью тематику, узнал Rostov.aif.ru.
От Индии до Дона
В юности Геннадий получил образование по направлению «живопись», но всегда чувствовал, что это не его. Поэтому сразу после выпуска занялся прикладным искусством. В душу запала резьба по дереву. А вот тематика казачества не сразу нашла отражение в произведениях будущего мастера.
«В одной из книг я подсмотрел идею создания индийской маски. Решил попробовать. На удивление все получилось!» — вспоминает Геннадий.
Первая работа была сделана из пластика. Она долго висела дома у художника.
Затем Сухоруков стал оттачивать свой талант, устроившись работать художником-оформителем. Это приносило хороший доход, но радости от такого труда было мало. Тогда он окончательно выбрал для себя резьбу по дереву. Остановился на теме казачьего образа жизни.
«Никто не занимался тогда этой темой всерьёз. Напишут Платова или донских коней, вот и всё. А у меня эта тема легко идёт, мне нравится. Предки, как-никак, казаки», — говорит мастер.
Действительно, все родственники Геннадия настоящие казаки родом из станицы Кундрюченской, поэтому ему интересно изучать быт, обычаи и традиции своих предков. Чтение исторической литературы донского края не тяготит Сухорукова, а наоборот, вдохновляет.
«Со мной работали ребята, тоже резчики, и часто говорили мне: „Не могу я. Казаки не получаются...“. Что ж поделать, каждому своё», — отмечает Геннадий.
Когда-то Сухоруков преподавал скульптуру в филиале Южно-Российского гуманитарного института в Шахтах. Часов обучения было мало, но те годы мастер вспоминает с улыбкой:
«Мальчишек было мало, да они и, сказать честно, ленивые. Вот с девочками всегда было интересно. Возьмёт одна дубовый брусок. Я ей сказал, что тяжело будет, лучше липу. А она мне: „Геннадий Сергеевич, я специально дуб взяла, чтобы сложно было. Научиться хочу“».
А что ты сделал для казаков?
Все работы мастера прославляют донские обычаи. Гуляния, походы, сбор урожая, красоты золотой степи — все эти темы нашли воплощение в его произведениях. Геннадий говорит, что после прочтения интересных фактов о жизни казаков в голове возникает сюжет, который позже он старательно стилизует и переносит на тарелку или панно.
«Например, соревнования казаков на осётрах, где побеждал тот, кто дольше всех продержится на нем. Или их жёсткие законы — в походе выпивать нельзя, иначе в мешок — и в воду», — отмечает Сухоруков.
Геннадий часто слышит, что «казаки уже не те». На это у него всегда есть встречный вопрос: «А что ты сделал для казаков?». Мастер уверен: донские традиции нужно не только хранить, но и продолжать.
Самому ему за прославление донских традиций казаки дали звание полковника. На мероприятиях Сухоруков появляется только в казачьей форме, смеясь говорит: «Пусть хоть люди посмотрят, как казаки ходят».
Лица и наряды
При создании работ мастер использует инструменты, которые изготавливает сам. Для этого Геннадий покупает опасные бритвы, ломает их, а затем обтачивает до нужного размера. Ручки для своих инструментов тоже делает самостоятельно. Самые маленькие «ножички», например, нужны для проработки лиц и деталей костюмов.
Больше всего Сухоруков любит использовать липу. Но, вспоминает мастер, раньше такой роскоши не было:
«Сейчас можно все купить, а тогда приходилось ходить и клянчить на складах шахт. И неважно, что дуб тяжелее режется, чем липа. Что дали, над тем и работаешь».
Все начинается с задумки. У мастера идея может родиться даже от случайно услышанного разговора. Потом — эскиз. Обычно он получается очень маленьким. После этого Геннадий переносит наброски на картон, а затем начинает воплощать идею на дереве. Умелец увеличивает масштаб, стилизует, вырезает фон и большие фрагменты. В самом конце вырисовываются характеры и настроения казаков. Здесь уже начинается настоящее волшебство, ведь чем ближе к завершению, тем больше живости проявляется в работе.
«Я же учился на художника, поэтому мне нужно, чтобы всё было идеально. Рука, не дай бог, будет чуть больше или чуть меньше. Тогда получится непрофессионально», — отмечает Сухоруков.
Работать надо!
По мнению мастера народных ремёсел, на первом месте — труд и дисциплина. Работать нужно каждый день. А если сидеть и ждать музу, так и годы могут пройти...
«Нужно работу работать! А вдохновение само придёт, когда все начнёт получаться. Бывает, что это происходит за час-полчаса до завершения картины».
В молодости Геннадий вырезал на заказ, но затем отказался от этого. Для художника это как переделать самого себя.
«Лучше уж я воплощу свои идеи в реальность, а заказчики будут выбирать из этого», — говорит мастер.
Диву даются
Геннадий чтит казачьи традиции и отмечает уникальность резьбы по дереву.
«Поменялся я как-то работами с хорошим художником. Он у себя дома моё панно повесил, а я у себя — его картину. Приезжаю однажды к нему, а у него газовщики дома. И так моё панно им в душу запало, долго стояли рассматривали», — говорит Сухоруков.
Мастер отмечает, что хорошей живописи много, а вот резчика по дереву сейчас встретишь редко, да ещё и такого, чтоб работал в тематике казачества.
Работы Геннадия Сухорукова можно увидеть в Шахтинском краеведческом музее. Там и вывешены около сотни его панно.
«Приезжают люди из других городов, ходят по залам, а как видят резьбу по дереву, то диву даются. Нигде такого не видели, а только лишь в донском краю», — отмечает мастер.
В современном мире легко забыть о традициях и культуре наших предков. Но именно они формируют казачью самобытность и уникальность. Как резчик по дереву, Геннадий продолжает особую связь с богатым наследием казаков. Каждый раз, когда он берет в руки инструменты и начинает вырезать очередное изделие, он старается вложить в него частичку души, уважения и благодарности к тем, кто шел этим путём до нас.