«Кто расхлебывать будет?» Родные утонувшей в ливневке ищут справедливости

В этой ливневке утонула Лидия Радченко. © / Следственный комитет по Ростовской области

В ростовском театре драмы 28 апреля первые лица города наградили победителей конкурса «Учитель года Ростова-на-Дону». По злой иронии судьбы в это же время настоящая драма разыгралась на пересечении улицы Тульской и переулка Авиамоторного, где в открытый водосток затянуло 81-летнюю учительницу английского языка Лидию Радченко. Ребенок войны, отличник народного просвещения и педагог, полвека отдавшая школе, захлебнулась в грязевом потоке.

   
   

Вынесут ли урок из этой жуткой трагедии ростовские власти, выясняли rostov.aif.ru.

Страшный конец

На пересечении Будённовского и Пушкинской, неподалёку от редакции rostov.aif.ru, на столбе висит ставший уже привычным траурный венок. Несмотря на дорожную пыль, снега, дожди или знойное солнце, цветы всегда свежие. Их вот уже семь лет подряд меняют родители девочки, которая погибла прямо здесь, в центре Ростова, 30 июня 2016 года.

Четырнадцатилетняя Валерия В. захлебнулась на глазах у родителей, которые пошли встречать ребенка, когда хлынул летний ливень. Они стояли на одной стороне дороге, а восьмиклассница, промокнувшая до нитки, улыбаясь, махала им с другой. Девочку отделяло всего несколько метров от мамы и папы, когда бурлящий поток сбил ее с ног, понёс по проспекту и затащил под автомобиль. Через несколько минут ученицу лицея №33 достали уже без сознания. Откачать ребенка так и не удалось.

Венок погибшей девочки в центре Ростова. Фото: АиФ-Ростов/ Юлия Лобахина

Лидия Григорьевна Радченко, в отличие от юной Леры, успела прожить большую и крепкую жизнь. Ребенок Великой Отечественной войны, она смогла получить хорошее образование, и полвека проработала учителем. Несмотря на то, что ростовчанка могла уже давно уйти на пенсию, ее не отпускали как коллеги родной школы № 68 Октябрьского района Ростова, так и родители учеников, многие из которых и сами когда-то учились у талантливого педагога.

Но конец у этих двух совершенно разных жительниц города оказался страшно схож. Каждая погибла, казалось бы, при невозможных обстоятельствах: средь бела дня от обычного дождя. Вернее, от ливнёвки, которая не справилась с потоком воды. А если быть ещё честней, то от разбазаривания бюджетных денег, которые должны были идти по назначению, а не в карманы чиновников.

Такой Лидию Григорьевну запомнят сотни ее учеников. Фото: МБОУ "Школа № 68" Ростова-на-Дону

Эффект дежавю

Напомним, тогда, в 2016-м году власти города списали всё случившееся на стихийное бедствие. Отвечая на критические вопросы журналистов, тогдашний мэр Ростова Сергей Горбань заявил, что ливнёвка в центральной части города в удовлетворительном состоянии. Но шёл большой поток воды, всё оказалось забито песком с камнями, поэтому стоки не сработали. Тем не менее по факту смерти ребёнка было открыто уголовное дело.

   
   

В итоге, под судом оказался бывший директор муниципального предприятия по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений города Евгений Пикин. Следствие установило, что с июня 2015 года по февраль 2016-го Пикин растратил более 8,6 млн рублей бюджетных средств, предназначенных для содержания ливнёвой канализации. Чиновник заключал фиктивные контракты на расчистку ливнёвки, в итоге, без того устаревшую, не чинившуюся десятилетиями систему ещё и не чистили.

Стоит отметить, что тогда чиновник и его подельники легко отделались. Пикина уволили за пару недель до трагедии за нарушения при эксплуатации подземных переходов, фактически на момент гибели Леры он уже прямо не отвечал за ливнёвки. В результате, ответственность размылась, ему назначили наказание в виде шести лет лишения свободы условно, а его соучастникам, вместе с которыми он «пилил» бюджетные деньги, получили условные сроки – по три и 2,5 года.

На этот раз глава ростовской администрации Алексей Логвиненко на вопросы журналистов ответить вовсе не смог – ушел в отпуск. Отвечать пришлось его заместителям. Спустя четыре дня после трагедии власти Ростова решили собрать пресс-брифинг, на котором озвучили свое отношение к произошедшему.

Потоки бюджетных денег

Первый замглавы администрации города Юрий Овчинников уточнил, что до сих пор не установлены причины смерти женщины и точное место гибели, нужно дождаться судебно-медицинской экспертизы, прежде чем делать скоропалительные выводы.

Разговор шел, в основном, о том, что власти собираются делать с ливневками. Как и после гибели девочки ещё в 2016-м году, обещают масштабную реконструкцию. Также теперь будут перекрывать улицу Малиновского на время ливней, объезд пустят по Зорге.

Напомним, что реанимировать «старушку-канализацию» обещали еще в 2018 году, называя и даты, и цифры. Тогда стоимость строительно-монтажных работ посчитали в 5,5 млрд рублей. На одну только разработку проектно-сметной документации на сети ливневой канализации и очистные сооружения на территории одного бассейна (а в городе их 35) закладывали 220 млн рублей. Если учесть, что срок жизни таких документов составляет всего пять лет, и каждый раз проектирование начинается с нуля, то, выходит, тот проект отправили в топку. Куда утекли с потоками воды и потоки бюджетных денег, страшно представить.

Привести ливневки в порядок обещали еще в 2018 году. Фото: АиФ-Ростов/ Наталья Лысенко

Впрочем, ни цифры, ни обещания уже не вернут ни юную Леру, ни почетного ростовского учителя. Более того, родственники погибшей Лидии Радченко намерены найти причастных к ее смерти. Они возмущены тем, что чиновники не нашли времени и слов, чтобы хотя бы выразить соболезнования ее семье. И хотя на брифинге Юрий Овчинников сообщил, что родственникам предлагали помощь - им были оставлены телефоны, по которым можно было бы позвонить, по словам невестки учительницы Евгении Радченко, с внезапным горем семье пришлось разбираться самой. Благо, не остались в стороне знакомые Лидии Григорьевны, ее ученики, администрация школы и коллеги.

«Мы в таком шоке находились от произошедшего, честно говоря, до сих пор не отошли, ни от внезапной смерти Лидии Григорьевны, ни от такого странного поведения властей, которые рапортуют о награждении учителей в то время, когда человек, полвека отдавший образованию, захлебывается под дождем. Понятно, что трагедии не случаются по расписанию, но не написать даже слова соболезнования, не позвонить семье, это за гранью нашего понимания. Мы пока не можем собраться с мыслями и решить, что именно делать. Но спускать с рук это преступление не намерены», — рассказала rostov.aif.ru Евгения Радченко.