Запасайся лодкой! Программы реконструкции ливнёвки у ростовских властей нет

Главным виновником называют ливневый коллектор, который не справился с дождевым потоком.

   
   

Между тем, по мнению экспертов, июньский коллапс может повториться, причём в более значимых масштабах. Старушка-ливнёвка требует срочной реконструкции. Но у ростовских властей нет ни денег, ни целевой программы.

С высоты кабинета

Траурный венок на пересечении Будённовского и Пушкинской. Скромный букетик полевых цветов, опалённый горячим солнцем. Здесь, в бушующем потоке ливневой воды захлебнулась девочка-подросток.

Ростовским чиновникам плевать на проблемы города и их жителей. Фото: АиФ

В двухстах метрах от места трагедии здание городской администрации. Просторный кабинет заместителя главы по транспорту и дорожному хозяйству Евгения Лебедева, в чьём ведении и находится дождевая канализация. 

«Проблемы с ливнёвкой в центре города нет. Просто именно там прошли интенсивные осадки», — не моргнув глазом заявляет чиновник.

Из его высокого кабинета не видать ни венков, ни людей, ни старушки-ливнёвки.

— Строительство дорог, мостовые конструкции планируются без учёта катаклизмов. Ростов неединичный случай. В Сочи, в Москве сейчас тоже идёт подтопление. Всё дело в аномальных осадках, — поясняет господин Лебедев.

   
   

Между тем, по данным Ростовского Гидрометцентра, суточное количество осадков, зафиксированных в центре дон­ской столицы с 30 июня по 1 ию­ля, составило порядка 49 мм, что принято считать сильным дождём, но отнюдь не аномальным. Такие же ливни случаются в Ростове как минимум раз в пять лет.

Абсолютный суточный максимум был зафиксирован 20 апреля 1929 года, когда осадков выпало вдвое больше — 100 мм. Но даже тогда, в начале прошлого века, город выстоял и избежал человеческих жертв.

— Кардинально решить проблему центра города не представляется возможным в силу существующей жилой застройки, препятствующей поверхностному стоку и большому количеству действующих инженерных сетей, — признаётся в бессилии собственного ведомства заместитель начальника отдела технического надзора Департамента автомобильных дорог Михаил Меженевский. — Существуют очаги потенциально подтопляемых территорий, и как бы мы ни хотели, но они останутся.

Без хозяина

Истоки нынешних потопов на дорогах чиновники лихорадочно ищут в прошлом: это и десятилетия отсутствия надзора, и губительная для города точечная застройка, ставшая на пути поверхностных стоков. И это, пожалуй, единственный пункт, с которым с нынешними властями можно согласиться. Но что сегодня делать с ливнёвкой — вопрос открытый. Целевой программы у города нет.

— Детального представления о том, где проходит дождевая канализация, у нас пока нет, — со скрипом признают чиновники. — Существуют десятки, а может быть, сотни километров бесхозных сетей. Три года назад мы начали процедуру принятия их в муниципальную собственность и планируем завершить процесс к концу 2017-го.

Примечателен тот факт, что за весь 2015 год на городской баланс были взяты лишь 10 объектов общей протяжённостью 1714,3 погонного метра. В ведении муниципалитета сегодня находится порядка 120 км ливнёвки. Остальные либо принадлежат предприятиям, либо считаются бесхозными. Так что, если завтра затопит целый микрорайон, виновников не найдёте.

Доверху забитый землёй и мусором дождеприёмник на углу Пушкинской и Чехова — таких картин по городу немало. Но чиновники не спешат признавать недоработки:

— Я бы не говорил, что ливневые системы загрязнены. Средства, выделенные на их содержание, прежде всего направлены на прочистку, — заявляет господин Лебедев, видимо, спутав отчёт на бумаге с тревожной реальностью.

Посыл чиновника понять несложно. На эксплуатацию ливневой канализации и очистных сооружений Ростова в год выделяется порядка 49 млн бюджетных рублей. А работает город­ская ливнёвка из рук вон плохо.

Но позволю себе заступиться за чиновника. 49 миллионов — небольшие вливания с учётом общей запущенности дождевой канализации. Вопрос в другом: существует ли у городских властей комплексное видение ситуации? И, гоняясь за километрами дренажных канавок, не упускают ли из виду главное — сбросовые коллекторы?

Плати за лужи

— Для начала необходимо реконструировать два крупных сбросовых коллектора — главные артерии ливнёвки. Первый проходит от Богатяновского спуска вплоть до Сиверса. Последний раз его приводили в порядок в начале 2000-х, и тогда он уже был значительно разрушен. Второй коллектор, Генеральный, был проложен параллельно Б. Садовой, от Ворошилов­ского до реки Темерник. В середине 2000-х там тоже провели работы по реконструкции. Но с тех пор сбросовым коллектором никто всерьёз не занимался, — рассказывает «АиФ на Дону» эксперт по инженерным коммуникациям, близко знакомый с ситуацией.

Заниматься ремонтом дренажных канав и ливневых стоков, не решив вопрос основных коллекторов, по мнению специалиста, не имеет смысла. Это всё равно, что лечить капилляры, не позаботившись о главной артерии.

—В чьём ведении сегодня Генеральный коллектор, сказать затрудняюсь, — заявил «АиФ на Дону» Михаил Меженевский. — Участок коллектора на Береговой, вплоть до Солёного спуска, отдан Водоканалу под бытовую канализацию.

С какого перепугу городской коллектор эксплуатирует частная компания, да ещё, как видим, не по назначению - материал нового расследования.

Между тем, по мнению экспертов, сбросовые коллекторы требуют немедленной реконструкции. В противном случае не только город зальёт, но и пострадают здания.

Кстати, в начале 2000-х городские власти планировали строительство нового сбросового коллектора в районе улицы Социалистической. Но денег на стройку, как обычно, не хватило. Сегодняшняя администрация оценивает реконструкцию ливневой канализации в пять миллиардов рублей, при этом подчёркивает, что денег до проведения ЧМ -2018 у города нет.

Покрыть финансовую дыру планируют за счёт населения и городских предприятий.

— Мы завершаем процедуру установки тарифа на водоотведение сточных ливневых вод по аналогии с Водоканалом, — рассказывает «АиФ на Дону» Михаил Меженевский. — Будет единая организация, уполномоченная взимать плату и заниматься содержанием всей ливневой системы. По утверждённым тарифам будут платить как предприятия, так и физические лица, подключённые к город­ской системе. Эти деньги пойдут на развитие ливнёвки и на очистные мероприятия.

Иными словами: платить за лужи на дорогах придётся горожанам.