Сюда входило время. Кому в Ростове помешали старинные двери

Повсеместно идёт капитальный ремонт старого центра Ростова. В процессе приводятся в порядок хрущёвки и бараки, а также исчезают изысканные элементы архитектуры. 

   
   

В частности - столетние двери. Иногда их удаётся спасти от слишком ретивых рабочих, но, к сожалению, это скорее исключение, чем правило.

Режут как торт

Директор Фонда капитального ремонта Владислав Крюков рассказал о планах на 2019 год:

«Сегодня работы идут на более чем 50 многоквартирных домах Ростовской области. Перед Фондом стоит масштабная задача: в этом году должно быть отремонтировано более 1200 многоквартирных домов в Ростовской области. Продолжатся работы по капитальному ремонту и на домах культурного наследия - таких в этом году 68».

Также директор Фонда капитального ремонта отметил, что основная задача «обеспечить достойное качество работ по капитальному ремонту».

На практике это приводит к тому, что некоторые ценные элементы фасада, речь идёт о старинных дверях, которым более 100 лет, безжалостно демонтируются, а вместо них устанавливаются металлические и безликие.

«Двери - это неотъемлемая часть здания, такая же, как фронтоны, портики, лепнина. Всё это и есть архитектурная целостность. Дом с более чем вековой историей нельзя нарезать, словно торт, и отдельно рассматривать его элементы. Но, к сожалению, власти и большая часть архитектурного сообщества заняты новыми проектами и стройками, а старинные двери никого не интересуют», - рассказал ростовский архитектор Михаил Кононов.

   
   

Между тем двери, украшенные затейливой резьбой и простоявшие 100 лет, специалисты называют «стабилизированными», то есть все процессы в древесине прекратились, и теперь двери прослужат ещё столько же. Надо лишь провести незначительные реставрационные работы. Поэтому неудивительно, что на «Авито» есть объявления, где невесть откуда взятые массивные двери выставлены на продажу. Стоимость - от 12 000 рублей за одну створку. Можно предположить, что зачастую сняты они как раз с объекта, предназначенного под снос, либо же со здания, которое принялись ремонтировать.

Двери в центре Ростова: было и стало Фото: Мой фасад

Не положено

«По уже сложившейся практике составления смет ремонтов фасадов, «специалисты» не учитывают специфику старого фонда. Для них нет никакой разницы между ремонтом какой-нибудь панельной хрущёвки, колхозного барака или векового здания в историческом центре города. Сметчики, не отягощённые чувством эстетики, без разбора вставляют в ремонтную документацию примитивные упрощённые рамы из белой пластмассы, а входные группы «облагораживают» листами металла», - рассказывает руководитель объединения «МойФасад» Роман Бочарников.

Но есть и истории с хорошим концом: к примеру, три старинные двери в ростовских зданиях периода 1880-1910 годов были спасены от демонтажа и восстановлены силами самих жильцов. Так, на ул. Московской, 38 (дом М.И. Мешковой) вопреки рекомендациям экспертов для входной группы был выписан кусок металла за 30 тысяч рублей. Представители объединения «МойФасад» предложили подрядчику заменить один вид работ на другой: оставить старинные двери на месте, но провести их реставрацию - почистить, пропитать специальными составами. Но оказалось, что это невозможно по документам - какой-то вид работ можно просто исключить из сметы, но заменить один вид работ другим нельзя! Поэтому один из жителей взялся сам за дело: счистил старую краску, отшлифовал створки и покрасил. Кто-то из соседей помог укрепить дверной проём, а кто-то раздобыл старинные латунные ручки. Примерно то же самое произошло на ул. Серафимовича, 23 (дом купцов Паршиных) и на ул. Горького, 64 (доходный дом приказчика Гавриила Н. Попова.) - старинные створки привели в порядок сами жители, не желающие, чтобы их дом уродовали металлическим «новоделом». Но сколько прекрасных раритетов, переживших революцию и две войны, исчезнут, и уже исчезли, остаётся только гадать.

Что-то меняется

Ростовская художница и фотограф Ирина Мотыкальская:

«Фотографирую ростов­ские уголки с 2003 года. Потом я стала их рисовать, спеша запечатлеть исчезающий город.

Фото: Из личного архива

Захотелось оставить на бумаге то, что тронуло меня и моих знакомых- неравнодушных ростовчан. Я продолжала бегать с фотоаппаратом, стремясь опередить бригады муниципалов, вершащих казнь над неповинными дряхлыми памятниками прошлого: будь то двери, корона ворот на Станиславского или просто цветовое решение милого в прошлом двора.

И вот что-то сдвинулось. Я слышу все чаще об общественных движениях, группах защиты ростовских объектов. Высокие представители в это не играют, понятное дело и люди поняли, что должны и могут сами отстоять хотя бы свою дверь!»