Исчезнувший город. Исполняется 240 лет переселения армян на Дон

Сохранившиеся старинные особняки и доходные дома здесь как-то основательнее и величавее, планировка улиц чёткостью напоминает больше Санкт-Петербург, чем Ростов, да и сами улицы чудно именуются линиями.

   
   

Впрочем, заезжему туристу местные старожилы с удовольствием расскажут, что всё это остаток прежней Нахичевани. Армянского города, достигшего полтора века назад такого могущества и богатства, что если бы не случай, Ростов сегодня бы считался его окраиной, а не наоборот.

«Крымнаш» Екатерины Великой

В 1774 году вся Россия ликовала, празднуя окончание растянувшейся на шесть долгих лет русско-турецкой войны. Кампания для империи оказалась удачной: по Кучук-Кайнарджийскому договору Россия получала Приазовье и Кабарду, получала возможность иметь флот в Чёрном море, кроме того, турецкий султан отказывался от своих прав на Крымское ханство.

Последнее завоевание можно было считать главным. Крымские татары испокон веков считали сидящего в Стамбуле султана своим господином, теперь же они де-юре лишались покровительства Турции. Однако знающая толк в политических интригах императрица Екатерина понимала: подписанный договор - всего лишь бумажка, о которой османы моментально забудут, едва пополнят поредевшие благодаря чудо-богатырям Суворова ряды янычар. Потому, пока пушки не за­го­ворили вновь, требовалось окончательно лишить турков их крымского плацдарма. Вот только сделать это требовалось тонко и хитро, чтобы Блистательная Порта не нашла казус белли.

Решение императрице подсказал Иосиф Аргутинский. Ситуация в Крыму занимала архиепископа российских армян недаром. В Бахчисарае, Судаке и Алупке уже который век проживала большая армянская община. Случись очередная война - и мусульмане-татары первым делом пойдут резать христиан-армян. Не лучше ли, пока есть возможность, переселить соплеменников от греха подальше куда-нибудь в глубь России?

Нахичевань- на- Дону Фото: Википедия

Расчёт императрицы

К удивлению архиепископа, уговаривать государыню долго не пришлось. Правда, руководило ей на самом деле не столько сердоболие, сколько расчёт. Мудрая Екатерина быстро смекнула, что если брать всех армян из Крыма, то экономике ханства быстро настанет кирдык, ведь именно расторопные армянские ремесленники и торговцы как раз составляли экономическую основу Крымского ханства. Вопрос возникал лишь один - куда переселять армян? Понимая, что по предприимчивости те дадут русским купцам сто очков вперёд, селить мигрантов в обжитых российских губерниях стоило вряд ли. Другое дело Приазовье с его неосвоенными степями.

Так по именному указу армянским переселенцам из Крыма было отведено 86 тысяч десятин земли невдалеке от крепости Святого Димитрия Ростовского. Одновременно высочайшей милостью им предоставлялась невиданная прежде в империи льгота: армяне получали право десять лет не платить никаких налогов, сто лет не давать новобранцев в армию и свободно торговать на всей территории государства. В 1779 году переселение армян началось.    
   

«Завладели всею торговлею»

Своё поселение прибывшие на Дон выходцы из Крыма назвали Нахичеваном - в честь древнего армянского города, по преданию, основанного самим Ноем. Строить своё поселение изначально было решено по-столичному - не хаотично наматывая друг на друга улочки, а чётко расчерченными кварталами прямоугольной формы, как в Санкт-Петербурге. Отличным от обычного для России стало и социальное обустройство. Всеми делами в городе ведал магистрат, избираемый из наиболее уважаемых граждан. При этом даже уголовные дела рассматривались не по имперскому уложению о наказаниях, а на основании армянского судебника писаных законов XIII века.

По повелению Екатерины, заниматься жители Нахичевана должны были исключительно ремёслами и торговлей. С выгодой используя предоставленные льготы, нахичеванцы всего за двадцать лет сделали город главным торговым центром Приазовья. Армянские купцы продавали по всему югу и отправляли за рубеж хлеб, шерсть, шёлк, кожу, а сапоги made in Nahichevan быстро стали считаться лучшими.

Нахичевань- на- Дону Фото: Википедия

Построенный как военный форпост России на юге, Ростов не поспевал за оборотистым соседом. К 1822 году количество ростовчан насчитывало всего лишь пять тысяч человек, тогда как число нахичеванцев достигло уже десяти тысяч. В городе насчитывалось триста три каменных особняка, имелось 33 магазина и 576 лавок. Несравним был и уровень промышленности: двенадцати ростовским кустарным заводикам Нахичевань противопоставляла свои тридцать с лишком кожевенных, рыбных, салотопенных и обувных фабрик.

«Хотя Нахичевань находится не в таком счастливом географическом положении, как Ростов, зато жители его несравненно способнее к торговым делам, нежели ростовские. Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна», - отзывался о Нахичевани путешественник Анатолий Демидов.

Неудивительно, что деньги в город текли рекой. Тратить их на­хичеванцы решили мудро: в городе открывались школы, приюты, а возводить здания местные купцы приглашали лучших российских архитекторов.

В 1828 году Нахичевань официально получила статус города Российской империи. История сохранила легенду, объясняющую странность местной топографии. Когда в Петербурге посчитали, что в Нахичевани слишком мало улиц, чтобы считать поселение городом, смекалистые армяне просто разделили их поперёк проспектом, присвоив «обрезкам» чётные и нечётные номера. В итоге сегодня фактически одни и те же улицы-линии имеют разное наименование.

Так проходит слава городов

Однако никакое могущество не длится вечно. В 70-х годах XIX века Ростов догнал своего соседа, а впоследствии и обошёл его. Что же стало причиной заката Нахичевани? Версий на этот счёт существует несколько. Во-первых, национально замкнутая в себе Нахичевань росла гораздо медленнее, чем Ростов, в который стекались переселенцы. Во-вторых, считается, что нахичеванские купцы перехитрили самих себя. Опасаясь проникновения на местный рынок товаров извне, они воспротивились проведению к городу железной дороги. Поезда в итоге пошли в соседний Ростов, быстро сделав его главным транспортным центром на Юге страны.

К концу XIX века разросшиеся города стояли уже бок о бок друг с другом. Разделял их только огромный пустырь, которому спустя много лет суждено было превратиться в Театральную площадь. Всё чаще заходили разговоры об объединении двух поселений. Что удивительно, вопрос, должен ли Ростов вобрать в себя Нахичевань, в принципе не рассматривался как само собой разумеющееся.

Гораздо чаще звучали предложения создать единый город под новым наименованием. Предлагалось назвать его Ростов-Нахичевань-на-Дону, либо совсем нейтрально - к примеру, Большая Богатяновка. Споры велись ещё долго, пока окончательно стало не до них: сперва грянула мировая война, затем революция, а после новая власть без советов с кем-либо сама решила вопрос, превратив в 1928 году историческую Нахичевань в Пролетарский район столицы Донского края.