Игра в жизнь. В Ростове нашли панацею от гаджетозависимости

Настольные игры помогают развивать навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. © / Елена Калинина / АиФ-Ростов

Сегодня дети нередко уходят в виртуальную реальность и больше взаимодействуют со смартфоном, чем со сверстниками или родителями. Но важные для взрослой жизни навыки можно развить только активными действиями.

   
   

Ростовчанка Елена Калинина придумала проект, который решает эту задачу.

Пробовать разное

Как часто бывает в социальном бизнесе, вдохновили на предпринимательство женщину собственные дети. Елена Калинина после рождения первого ребёнка стала изучать литературу о развитии детей, боясь что-то упустить.

«Мы посещали развивающий центр всего лишь два раза в неделю, этого казалось мало. Но там я там подсматривала игры и потом занималась дома с ребёнком. С появлением второго малыша времени стало намного меньше, а желание ничего не упустить осталось, и я просто молниеносно начала скупать рекомендованные специалистами игрушки. В какой-то момент комната стала напоминать склад для хранения, поскольку длительное время играть в одни и те же игры малышам надоедает, а рынок разнообразен. Кроме того, из-за этого страдал семейный бюджет», – вспоминает Елена Калинина.

Часть игрушек приходилось передаривать, поскольку со временем они теряли свою новизну для малыша.

«Так ко мне и пришла идея, что хорошо бы игры сначала тестировать на своём ребёнке и, если она понравилась, покупать, или ещё лучше чуть-чуть поиграть и поменять на что-то новенькое. Возникла идея предоставлять мамам такую возможность – брать игрушку напрокат. Это стало началом проекта «УльМа». Название я выбрала из-за имён детей – сына Макара и дочери Ульяны», – рассказала ростовчанка.

Цифры
По данным образовательного центра Maximum Education, 27% российских школьников тратят на гаджеты восемь и более часов в день. 18% – три часа в день, 15% – около пяти часов в день.
И эта услуга оказалась очень востребованной и нужной, соответствующей принципам бережного потребления. Сейчас в прокате большое разнообразие игр, в том числе такие, которые сложно найти на рынке или они уже сняты с производства.    
   

Игры вместо гаджетов

«Однажды на детской площадке я увидела, что двое детей сидят рядом и не общаются, а играют в телефонах. Этот момент очень запал мне в душу. Начала присматриваться и заметила, что достаточно часто дети «дружат» через гаджеты, а не через игру. Углубляясь в эту тему, я увидела ужасающую статистику по игровой зависимости детей. Выяснилось, что настольные игры положительно сказываются на его взрослой жизни. Когда я сопоставила всю информацию, пазл сложился и появилось стремление повлиять на социум, в котором будут жить мои дети и внуки», – рассказала ростовчанка.

Именно после этого было открыто второе направление – игротеки для детей. По сути речь идёт об организации пространства, где сверстники могут играть в настольные игры, взаимодействуя и общаясь между собой, одновременно развивая важные навыки и компетенции для взрослой жизни.

«Дети и подростки нуждаются в самовыражении, коммуникациях, живом общении. Если нет других возможностей поделиться своими мыслями, эмоциями и энергией, они обращаются к компьютеру или другому гаджету», – отметила ростовчанка.

Она уточняет, что нередко в уходе ребёнка из реального мира в виртуальный виноваты родители. Они дают планшет или смартфон с раннего детства, чтобы дитя не мешало им заниматься своими делами. Таким образом, у малыша формируется привычка развлекать себя с помощью компьютерных игр.

Настольные игры учат детей справляться с эмоциями Фото: АиФ-Ростов/ Елена Калинина

«Предложив родителям и детям услуги проката настольных игр и организовав игротеки, мы с раннего детства приучаем их к настольным играм, которые не только развивают мозг, но и позволяют весело и интересно проводить время вместе. И таким образом формируют правильную привычку, не позволяя развиться неправильной», – рассказала создательница проекта.

Елена Калинина отмечает, что гаджеты, безусловно, уже стали частью нашей жизни и не нужно пытаться жить без них. Однако, по её мнению, ребёнку с малых лет нужно доносить мысль, что они лишь инструмент для достижения своих целей, но не сама жизнь.

«Компьютерные игры можно сравнить с авиатренажёром, а настольные игры – с реальным полётом. Тренажёр не даёт тех эмоций, которые обеспечит парение над землёй. Настольные игры – это про включение здесь и сейчас, про терпение, усидчивость, интерес, преодоление себя, причинно-следственные связи, проработку слабых сторон. И всё – в игре, незаметно для ребёнка. Стратегическая игра, когда участвуешь в ней регулярно, позволяет переживать глобальные неудачи. Продолжая играть, учишься анализировать информацию, почему проиграл и что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию. Стратегия – это мини-жизнь», – отмечает Елена Калинина.

По её мнению, при помощи настольных игр дети учатся справляться со своими эмоциями. Это может повлиять и на успеваемость ребёнка в школе. Улучшается также эмпатия, эмоциональный интеллект, способность справляться со стрессом и понимать будущее, развивается системное и стратегическое мышление, самодисциплина.

«Казалось бы, дети играют, но именно в этот момент развиваются такие важные в будущей жизни компетенции, как коммуникация, креативность, самодисциплина», – отметила она.

Внимание государства

В сентябре 2022 года проект выиграл грант на развитие направления игротеки для детей. По словам Елены Калининой, это в очередной раз подтверждает, что на уровне государства видят проблему и готовы содействовать в её решении.

«Сейчас много внимания уделяется социальному бизнесу со стороны государства. И такой вектор развития очень радует», – добавила предприниматель.

Сам грант будет направлен на расширение ассортимента и организацию фестиваля настольных игр, во время которого каждый ребёнок сможет поиграть в любую игру, поучаствовать в турнире, пообщаться с теми, с кем встречается на игротеках, и в целом находиться в таком социуме, пропитаться этой атмосферой. Родители же будут приглашены на лекции специалистов сферы детства о пользе настольных игр и влиянии гаджетов на ребёнка.