Подходит к концу 2022 год, который для многих ростовчан и жителей донского региона оказался одним из самых непростых. А для сотрудников Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» он прошёл под знаком беженца.
О том, какая помощь оказана вынужденным переселенцам, почему так важно помогать нуждающимся и кто чаще записывается в волонтёры, rostov.aif.ru побеседовал с председателем Ростовского отделения «РКК» Вероникой Ященко.
Тепло от зайчиков
Светлана Федоревская, rostov.aif.ru: Вероника Владимировна, какие основные программы реализует Красный Крест? Куда люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут обратиться за помощью?
Вероника Ященко: Ростовскому Красному Кресту в следующем году исполнится 129 лет. Сейчас наша организация представлена двумя подразделениями в южной столице, они находятся на 8-й Линии, 5, и в переулке Газетном, 70/74. Также открыты филиалы в Шахтах, Новошахтинске, Белой Калитве и посёлке Каменоломни.
Одно из основных направлений, которое в 2022 году вышло на первый план, это поддержка переселенцев (программа реагирования в случае ЧП и ЧС). Всего такая помощь была оказана 25 тыс. нуждающихся. Однако, это не единственная программа. Мы также проводим обучение правилам первой доврачебной помощи, занимаемся развитием безвозмездного донорства крови и костного мозга. Ещё у нас действует Служба милосердия – работает пункт проката средств реабилитации для инвалидов, открыты курсы сиделок, волонтёры помогают одиноко проживающим и тяжелобольным людям.
– Если говорить о помощи беженцам, каждый ли может её получить? Что чаще всего необходимо переселенцам?
– Люди могут прийти к нам в один из филиалов. Также мы сотрудничаем с пунктами временного размещения (ПВР) – формируем наборы по запросу жителей. Например, недавно одна мамочка попросила настольные лампы, чтобы её дети-школьники могли делать уроки. Другая женщина просила вентилятор во время летней жары. Один из ПВР нуждался в телевизоре для детской игровой комнаты. Всегда нужны подгузники, питание для малышей, средства гигиены.
В первую очередь мы помогаем представителям социально незащищённых категорий. Это пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Подход к оказанию помощи у нас серьёзный – специалисты в обязательном порядке проверяют документы.
Беженцам мы выдаём продуктовые наборы, одежду, сертификаты в гипермаркеты и магазины. Также у нас работают психологи, которые прошли специальную подготовку и знают, как в сложившейся ситуации поддержать переселенцев.
Не называйте утро добрым
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе психологов…
– Руководит службой психолог с 20-летним стажем, преподаватель ЮФУ Лариса Владимировна Попова. В организацию она пришла в марте. В юности сама какое-то время жила в Луганске, а когда людям потребовалась поддержка, не смогла оставаться в стороне.
Работать с теми, кто потерял буквально всё, нелегко. Например, нельзя говорить «я вас понимаю» или даже «доброе утро». Эти простые фразы могут задеть или обидеть. Есть беженцы, которые своё горе выражают открыто, могут плакать, кричать. Другие замыкаются, на вопросы отвечают односложно. Наши волонтёры (в команде семь человек) прошли обучение и знают, как найти подход к каждому.
– А много ещё таких, кто, как и Лариса Попова, не остался равнодушным к ситуации и пришёл в Красный Крест, чтобы помогать? Какой была реакция предпринимательского сообщества?
– В Ростов со всех уголков страны стали приходить огромные фуры, набитые коробками и паллетами. Несмотря на напряжённую обстановку на международной арене, от нас не отвернулся ни один национальный Красный Крест.
Наша общественная организация живёт за счёт пожертвований, в этом плане 2022 год продемонстрировал удивительную сплочённость народа: отовсюду поступают гуманитарные грузы и пожертвования. Но именно от простых людей! К сожалению, предприниматели от этого держатся в стороне, а возможно, помогают самостоятельно, без нашего участия.
Зато приятно удивляет молодёжь. Если сравнить поколения сейчас и 10, 20, 30 лет назад, то видно, что теперь молодые люди более прогрессивны, уверены в себе, они владеют современными технологиями. Но в целом ничего не изменилось – всё так же есть парни и девушки, готовые тратить своё время на помощь людям.
Точно могу сказать, что новое поколение не потеряно! Например, сейчас у нас работают Розалия Базазян и Константин Евсеев. Оба будущие юристы, к нам пришли летом. Розалия отвечает на телефонные звонки, занимается привлечением добровольцев, агитацией доноров крови. Костя помогает таскать тяжёлые коробки. Этот труд для нас очень важен.
Некогда уставать
– Насколько тяжёлым в эмоциональном плане для вас оказался 2022 год?
– Если честно, я даже не заметила, как пролетел этот год. Переживать было некогда: каждый день к нам приходили переселенцы, просили о помощи. Особенно напряжёнными были первые месяцы, но затем работа приняла системный характер. Ночевать в офисе не приходилось, но регулярно задерживаюсь чуть ли не до полуночи. Ведь двери Красного Креста всегда открыты.
Если же говорить о финансировании, то в этом году нам было даже проще благодаря внушительному потоку пожертвований.
Помогать гораздо легче, чем кажется. Волонтёрами к нам приходят люди разных возрастов и профессий, есть пенсионерка, которой уже 82 года. Она помогает нуждающимся в филиале в Белой Калитве, а по образованию наша неравнодушная землячка медик. Приходят помогать много мужчин, их мы чаще привлекаем в качестве автоволонтёров, например, чтобы сопроводить больного ребёнка в клинику на лечение или отвезти гуманитарную помощь в ПВР.
Чтобы помогать, не нужно обладать специальными навыками или знаниями. Но обязательно должно быть к этому стремление, человек должен иметь горящее сердце.
– Как удаётся избегать профессионального выгорания?
– Обычно нам просто некогда думать об этом. Но если молодым волонтёрам требуется помощь психолога, её сразу же окажут наши более опытные специалисты-наставники. Существует универсальная дыхательная техника, которая быстро помогает успокоиться – нужно сделать пять глубоких вдохов и выдохов.
Что бы ни происходило, мы понимаем, что должны помочь человеку, войти в его положение. Люди могут вести себя эмоционально, и тому есть объяснение. Мы стараемся это принять. Такого, чтобы в очереди за одеждой, игрушками или продуктами возникли конфликты или драки, не было ни разу. Люди всё-таки понимают, что мы серьёзная организация.
Не ради благодарности
– Но ведь ваша помощь нужна не только ростовчанам и жителям нескольких крупных городов региона…
– Мы бы очень хотели открыть филиалы в Таганроге, Аксае, Батайске. Также в Ростове нам нужен ещё один офис под специализированный учебный центр по оказанию первой помощи. Но дело в том, что мы общественная, а не коммерческая организация и занимаемся помощью людям…
Мы обращались к руководству муниципалитетов, о сложившейся ситуации знают и на самом высоком уровне. Но пока всё упирается именно в отсутствие помещений, а арендовать здания в нынешних условиях нам не под силу.
– На ваш взгляд, труд волонтёра должен ли оплачиваться? Или лучше бросать добро в воду?
– Любой труд должен быть вознаграждён, не обязательно в материальной форме. У нас есть книга благодарности, куда люди могут написать свой отзыв. Тронула история одной пенсионерки – она написала стихи в честь нашей команды. Была ещё одна бабушка – приехала из Луганска, в юности работала балериной. Она решила сказать нам спасибо своим трудом – помочь в покраске фасада. К сожалению, благодарят нас не так часто. Но именно ради таких искренних моментов хочется работать дальше!
В преддверии Нового года общественная организация намерена провести очередную благотворительную акцию – поздравить юных пациентов ростовских клиник, а также приехать с подарками к многодетным и семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Зачастую у таких людей нет возможности пригласить к себе профессиональных артистов. А ведь сейчас всем нам так нужны положительные эмоции, чуточку волшебства и доброты.
Досье
Вероника Ященко родом из Сыктывкара, в южную столицу переехала более 30 лет назад. В ростовский Красный Крест пришла в 1991 году, с 1994-го занимала должность председателя отдела Кировского района Ростова-на-Дону, в 2021 году возглавила региональное отделение. Имеет два образования – медицинское и юридическое.