Шесть лет назад появился закон о земле, который так долго ждали многодетные родители. Согласно ему семьи, в которых растут трое и больше ребятишек, получили право на бесплатные участки.
Собственная земля должна была решить жилищный вопрос, дать возможность завести дачу или, как минимум, обеспечить своими продуктами. Но благое дело для многих вдруг обернулось головной болью...
Выделять эти сотки чиновникам порекомендовали поблизости с дорогой, с подведёнными водой, газом, электричеством. Но рекомендации так и остались рекомендациями.
Два года назад Общероссийский народный фронт составил реестр непригодных земельных участков, выделяемых многодетным. Опросив семьи в 83 субъектах страны, специалисты назвали самые проблемные регионы. Донской край вошёл в пятёрку этого антирейтинга.
И если в Адыгее или Пермском крае, например, людям предлагали строиться возле кладбищ, в Татарстане - по соседству с полигоном радиоактивных отходов, а в Приморье - в непроходимых лесах, то ростовчанам нарезали землю в чистом поле. Свои шесть соток многие находили только по невысоким колышкам, вбитым в землю. А до ближайшей даже просёлочной дороги - несколько километров, об остальных благах цивилизации оставалось только мечтать.
Что делать с таким «подарком», получившие землю, не знали: участки пустовали и создавали новым хозяевам одни проблемы. Некоторые семьи предпочитали даже не регистрировать надел, чтобы не платить за него земельный налог. Впрочем, на сегодняшний момент ситуация практически не изменилась.
Почему ростовчане не торопятся строить дома и переезжать из тесных городских квартир мы узнали у многодетной мамы Людмилы Таракановой.
На краю географии
Юлия Панфиловская, «АиФ-Ростов»: Людмила Александровна, получая землю от государства, вы видели, что это участок в чистом поле, без инфраструктуры. Почему именно сейчас так остро встал вопрос о том, что нужно подводить газ, воду, электричество?
Людмила Тараканова: Участки в посёлке «Красный колос» Аксайского района выдали 1600 многодетным семьям, в том числе и нам. Это - 250 гектаров земли сельхозназначения. Естественно, что там нет ни дорог, ни коммуникаций. Это самые отдалённые места - «выселки», куда, соответственно, дороже всего тянуть инфраструктуру.
Люди соглашались лишь потому, что чиновники клялись в ближайшее время обеспечить посёлок всем необходимым. Более того, звучали громкие заявления, что на этом месте вырастет городок демографического будущего, появятся торгово-развлекательные центры, школы, сады, больница и храм, а люди смогут заняться малым предпринимательством.
- Заманчиво!
- В 2014 году в Ростове нас всех собрали на конференцию, где эту идею озвучил представитель Института демографии, миграции и регионального развития Олег Цымбал.
Он красиво рассказывал, как мы, понастроив здесь дома, сможем зарабатывать на жизнь с помощью собственных ферм или мелких предприятий вроде хлебопекарен, на которых смогут работать даже дети.
Тогда и губернатор заявил, что все земельные участки, выделенные многодетным семьям, должны быть обустроены.
Он правильно наставлял глав муниципалитетов, что если они предоставляют землю за пределами населённого пункта, то они же берут на себя ответственность по их обустройству. И нужно отчитываться не только о количестве выданных участков, но и о качестве жизни в этих новых посёлках.
Поэтому неудивительно, что большинство согласилось, мысленно представляя себе комфортную жизнь.
Но стоило подписать бумаги, как выяснилось, что придётся ехать в чистое поле, на котором ни ограждений, ни межевых знаков, по которым можно было бы опознать свой участок, нет.
Свои шесть соток можно было найти лишь приблизительно при помощи карты, распечатанной с сайта Росреестра. Люди были в шоке, увидев пустырь.
Земля - народу?
- И вот прошёл год, два...
- Прошло пять лет с момента, как стали выдавать эти сотки! А все обещания так и остались красивыми словами. Мой отец, комбайнёр, сегодня не может без слёз смотреть на эту землю - огромное поле, заросшее бурьяном, пустует без дела.
По сей день не было предпринято ни одной попытки провести что-нибудь сюда, хотя план мероприятий по инфраструктурному устройству нашего посёлка был составлен ещё в 2013 году.
Чёрным по белому чиновники прописали, что в 2015 году начнётся подключение к электросетям и газопроводу, начнётся проектирование объектов водоснабжения. Но каждый год они же вносят в это постановление изменения, регулярно сдвигая сроки. А теперь их вообще заморозили. Я каждую неделю езжу на свой участок, и очень больно смотреть на ещё не построившийся, а уже умирающий городок будущего.
- Вы возглавили инициативную группу многодетных родителей, пишете письма в разные инстанции. Есть хоть какая-то реакция?
- Не только я. Похожая ситуация складывается и в других посёлках для многодетных. Они также обращаются с жалобами. Но пока мы получаем только отписки. У нас недавно вообще была анекдотичная ситуация. Наше письмо почему-то перебросили чиновникам Азовского района, хотя «Красный колос» относится к Аксайскому.
Неудивительно, что с таким отношением мы и ответы получаем соответствующие. Все они сводятся к одному предложению: приходите завтра. Но завтра и дети вырастут, и у нас сил уже не будет строиться или приводить эту землю в порядок. Может, власти на это и рассчитывают?
Сложившаяся ситуация напоминает историю известного пригорода Ростова, посёлка «Янтарный», когда в 1991 году облисполком выдал нуждающимся в улучшении жилищных условий горожанам несколько тысяч земельных участков с «огрызками» коммуникаций и обещаниями о светлом завтрашнем дне.
В дальнейшем пригород поднимался большей частью силами самих индивидуальных застройщиков, многие не смогли осилить строительство сетей и продали землю более состоятельным гражданам.
Теперь, спустя более двадцати лет, «Янтарный» - дорогой и престижный микрорайон, где строит себе загородные дома местный бомонд, но никак не ограниченные в средствах граждане, как предполагалось первоначально. Неужели и нас ждёт такая участь?
Приходите завтра?
А вот что ответила на запрос «АиФ-Ростов» заместитель министра ЖКХ Ростовской области Ирина Ялтырева:
«С целью обеспечения централизованным водоснабжением и водоотведением Аксайского района, в том числе земельных участков в посёлке «Красный колос» за счёт средств областного бюджета в 2016 году разработана проектно-сметная документация.
Стоимость проектно-изыскательских работ составила 32,6 млн рублей. Общая стоимость выполнения строительно-монтажных работ составляет 495,6 млн рублей. Вопрос их финансирования будет рассмотрен при формировании областного бюджета в 2018-2020 годы».