Они поменяли московскую прописку на жизнь в старой станице Каменского района Ростовской области. недалеко от трассы М-4 «Дон» бывшие москвичи Евгения Василенко и её муж Вадим построили гостевой дом.
Теперь это их маленький семейный бизнес. Легко ли начать своё дело на Дону с нуля? Корреспондент «АиФ на Дону» расспросила Евгению о тонкостях и подводных камнях, с которыми они при этом столкнулись.
Теннис в абрикосах
Юлия Стус, «АиФ на Дону»: Женя, сегодня многие едут за счастьем в Москву, а вы - в провинцию. С чего вдруг?
Евгения Василенко: Мы просто хотели перебраться в тепло. Про бизнес думали мало, главным было желание жить на юге, и... играть в теннис. Много. На грунтовом корте и на воздухе. Мы ведь с мужем теннисисты-любители. Любим большой теннис маниакально. Вот и решили построить себе дом с кортом где-нибудь на юге страны.
Мы сели в машину и поехали по трассе М-4 «Дон» искать место, которое нам понравится. Москва - Новороссийск - побережье - Краснодар - Азов - побережье - Москва. Объехали всё. И не нашли ничего! Там, где была возможность купить землю и построить корт, не было моря. Где было море, не было возможности купить землю и построить дом с кортом.
Каменск-Шахтинский нас покорил абрикосами, прекрасным теннисным клубом и климатом. Здесь реально абрикосовый рай. По абрикосам буквально ходит весь город, когда они начинают зреть и опадать. Я такого нигде не видела. Вначале было жалко, потом привыкла.
Для меня Каменск-Шахтинский - это теннис в абрикосах. Маленький, уютный город. Такси стоит 100 рублей. Очень понравились люди. Здесь все друг другу или сват,или брат, или одноклассник, или сосед. Цивилизации хватает, есть и рестораны, и магазины, и салоны красоты, и парки.
И кругом чёрные коты. Это нас с мужем тоже поразило с первого дня. Встретить тут белую или серую кошку труднее. Большинство чёрные. Точно на гербе Каменска должен быть чёрный кот! Это, видимо, приставка «шахтинский» себя оправдывает. А Старая Станица, где мы сейчас живём, это древнее казацкое начало Каменска. Кстати, рядом с нами находится местная достопримечательность - парк «Лога».
- А почему именно «отель на дороге»? У вас уже был какой-то опыт в этом бизнесе?
- Только опыт близких людей. У моего папы была (и есть) турбаза на Байкале, на острове Ольхон. В юности я помогала ему делать рекламу, вся семья тогда помогала. Но было это больше 25 лет назад. Сейчас там большая база с гостевыми коттеджами, довольно дорогое и популярное место, называется «Шаманка». А начиналась всё со щитовых домиков, как и многое на Байкале. Так что процесс создания такого мини-отеля я видела.
Для гостей, как для себя
- Сколько у вас прошло времени от замысла до воплощения?
- Год мы ездили, выбирали место и вынашивали идею. Год строили. Муж профессиональный строитель, поэтому сама стройка для него не представляла труда. Правда, пока добились правильного проекта, сменили трёх архитекторов. Проект - это не дизайнерские изыски и цвет потолка. Это - инженерия в стенах, высоты ландшафта, отметки до миллиметра.
Сегодня Вадим гордится тем, что правильный проект и его грамотная реализация позволили нам максимально эффективно использовать практически каждый сантиметр площади. Мы всё делали как для себя. Да это и есть для себя: мы же тут тоже живём. Принимаем гостей, которые едут на юг, на курорты Краснодарского края, в Крым, Азов и обратно.
Это реально наши гости. И пользоваться всем в нашем доме они тоже могут как гости. На общей кухне, которая хорошо оборудована бытовой техникой и посудой, могут приготовить любое блюдо. В том числе и из наших продуктов.
На кухне всегда есть чай, кофе, соль, сахар, сливочное масло, сырки, молоко, лапша «Доширак» и т.д. Деньги за это мы не берём. Вы же не будете брать деньги с ваших гостей, если они на вашей кухне себе что-то сварят. Приветствуем гостей с домашними питомцами. Мы и сами любим животных.
- Высока ли конкуренция на рынке сдачи жилья?
- Да, конкуренция на трассе М-4 «Дон» большая. Но всё измеряется качеством. Таких предложений, как у нас, я нигде на трассе не видела. Гости наши тоже в приятном шоке. Мы предлагаем тот стандарт ночлега, который всегда сами хотим видеть, как автопутешественники.
Что нужно для комфортного ночлега? Тишина, чистота, уют. Просторная комната с нормальным душем-туалетом, с Интернетом и телевизором, возможностью приготовить или заказать еду. Чтобы машина была рядом. У нас не гостиница. Мы просто сдаём в наём свободные комнаты. Как частники, физические лица, и платим с этого дохода налог 13%. Мы были к этому готовы - прекрасно понимаем, что с государством нужно делиться. Налоги неизбежны, как бы кто к этому не относился.
Перерыли всю страну
- С тишиной и чистотой понятно. А как создавали уют?
- Когда мы обустраивали наш дом и гостевые комнаты, «перерыли» всю страну в поисках хороших поставщиков. Мебель для нас делали в Туле. Прикроватная тумбочка без дверей, чтобы гости ничего не забывали. Кровать с царгой до пола, чтобы пыль под кроватью не копилась. Стол на классических деревянных ножках, без всяких фанерных уголков, которыми сейчас полны мебельные магазины. Сейчас таких ножек у столов и не увидишь.
Шторы, постельное бельё, полотенца, подушки, одеяла - всё из текстильной столицы России, из Иваново. Всё красивое и качественное. А вот диваны с пуфиками приехали из Новгорода. Оказывается, Новгород рулит по диванам в России. Ортопедические матрасы тоже из Новгорода. С небольшого предприятия, которое делает прекрасные матрасы по приемлемым ценам. Мы провели большую маркетинговую работу. После долгих подсчётов и сравнений на тему «цена-качество» выбирали победителя. В итоге вышло именно так, как нужно нам.
- Вы строились на свои деньги или брали кредиты?
- По сути это наш московский дом, который просто переехал на новое место, где теплее и южнее. Так что для нас это, прежде всего, переезд и новая жизнь. Ну и новое дело, конечно. Для того, чтобы это дело начать, нужно отдать то, что у вас есть. У нас было, мы отдали. На самом деле то, что мы задумали изначально - дом с кортом на море - оказалось для нас дороговато.
Мы умерили аппетиты и снизили планку. Обошлись своими силами. На кредиты такое не сделаешь - слишком уж это долгоиграющий план. Пока на ноги встанешь, кредиты тебя уже съедят. Нет у нас пока в стране условий для кредитования такого бизнеса. Только купи-продай. И быстро! Про нас же люди постепенно узнают. Вначале недоверие (это я про условия, которые мы обещаем), потом потрясение (увидели). Потом привыкание к хорошему: «Теперь только к вам!» Ну, а потом уже стабильность и процветание (надеемся).
Битва за межу
- Есть мнение, что бизнес в России начать сложно. Много бюрократии и других препонов. С какими трудностями столкнулись вы?
- Бюрократия есть, конечно. Как и везде. Но все вопросы решаются. Если сравнивать с московскими реалиями, здесь нет такого бесстыдства и беспредела. Чиновники, с которыми пришлось общаться, интеллигентные, хорошо воспитанные люди. Все грамотные, знают законы. Руководство района, глава администрации и его сотрудники отнеслись к нам хорошо. Общаться приятно, молодые профессионалы.
Хотя проблемы у нас всё же есть. Но другого рода. Самым сложным оказалось не строительство, не повезло с соседями. Все прекрасные люди, а с одной семьёй вышел земельный спор. Купив землю, мы решили поставить свой забор, а нас не пустили... на нашу же землю. Заявили, мол, они этой землёй пользуются уже 60 лет и их не волнует, что написано в Госреестре. Пишут и пишут жалобы. А комиссии ходят и ходят. Администрация, полиция, прокуратура, какие-то городские и районные службы, связанные с управлением имуществом.
Во все инстанции летят доносы: «У них скважина на 140 метров», «У них работают нелегалы», «Они хотят заасфальтировать балку», «Они строят публичный дом для таджиков». Да-да, даже такое. А нам намекнули, что если мы хотим, чтобы жалобы прекратились, мы должны заплатить. То есть, купить свою же землю у соседей? Которые, кстати, хвастаются своими связями в Ростове. Прямо нам говорят: вы - чужаки и москали, а у нас тут все свои. Но кумовство и связи в прокуратуре или в судах, если они есть, сегодня не самый лучший способ защиты. Жаль, что на это сутяжничество приходится время тратить.
Мы всю зиму строились местной бригадой. Сделали мегакачественную стройку. Во всяком случае, постарались. Нескольким семьям дали возможность заработать. Платим налоги. Ну, а с проблемами разберёмся. По закону.
- А что дальше? Будете развиваться дальше или пока не планируете этого?
- Время покажет. Мечтаем принимать московские (питерские, пермские и др.) теннисные клубы, чтобы проводить турниры между местными теннисистами и приезжими. Здесь у игроков неплохой уровень. Есть над чем работать, и есть чем и где играть.
А ещё я, когда жизнь войдёт в свою колею, собираюсь вести кружок для ребят, бесплатный. Буду приобщать их к рукоделию и к творчеству. Я же кукольный мастер и в душе, и на деле. Скучаю по своей работе. Так что будем жить и творить дальше.
Всегда ли нужен талант?
Мнение уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олегы Дерезы:
«Легко ли начать бизнес на Дону приезжему человеку? Смотря какой. Бизнес бывает разный. Если это торговля на рынке, там успех предпринимателя во многом зависит от проходимости места. Такие места, как правило, заняты, за них идёт борьба. То же самое и в транспорте - выгодные маршруты давно поделены и вклиниться туда будет непросто.
А если ты приехал и начал, например, светодиодные светильники делать. Качественнее и дешевле, чем на рынке, покупатели будут голосовать рублём. Здесь уже многое зависит и от мозгов, и от таланта».