Свою первую книгу ростовчанка Лиза Лосева написала и издала пять лет назад. Работая в популярном сейчас жанре ретродетектива, писательница придумала героя, непохожего на других книжных сыщиков. У Егора Лисицы нет сверхспособностей: в своих выводах он опирается исключительно на науку. Но и этот пинкертон может ошибаться, благодаря чему герой Лосевой выглядит более живым, а не картонным.
Сейчас у Лизы Лосевой вышло четыре романа. В 2024 году писательницу признали автором года национальной премии «Русский детектив». С ростовской Агатой Кристи, для которой минувший год оказался удачным, встретился и пообщался Rostov.aif.ru.
«Попросили переписать финал – отказалась»
Елизавета Бакун, Rostov.aif.ru: – Разные писатели дают примерно один и тот же совет: чтобы легко и интересно писать в своём жанре, надо очень много читать. С детства. Скажите, а вы в детстве много читали?
Лиза Лосева: – Моя мама – театральная актриса. Она часто гастролировала. Когда шла на репетицию или выходила играть на сцену, то меня оставляла в гримёрках. И непременно с какой-нибудь книгой. Чтобы не было дочке скучно. И, знаете, у меня в детстве было не так много друзей, но было много книг.
Читать книги для меня – настоящее удовольствие. Я совершенно не понимаю концепцию марафонов по типу «Прочтём книгу за месяц». Если не хочется читать – я не читаю, хочется – читаю. Но в таком темпе, который меня полностью устраивает. И, конечно же, и в детстве, и в студенческие годы я много читала. Да и сейчас тоже довольно много читаю.
В принципе, любой образованный, культурный человек должен любить читать, независимо от того, пишет он сам или нет.
– Многие авторы, написав свой первый роман, боятся предлагать его издательству, боятся критики и отказа. Вы же решились на это. Вы сильно волновались? Было страшно?
– Я была абсолютно уверена в своей первой книге. Именно поэтому я сразу обратилась в крупное издательство. Книгу тепло приняли, но попросили переписать финал. Я отказалась. После этого обратилась в другое издательство. И роман издали. Эта книга получила премию «Русский детектив» как «Открытие года». И уже после этого первое издательство предложило мне издаваться у них, без существенных изменений.
– Как долго вы работали над первой книгой?
– Три года. Тогда же вырабатывались и принципы работы над такими текстами, понимание: какие источники нужны, где искать информацию о том времени, какими архивами пользоваться. Например, мне приходилось обращаться в ростовские, московские и ведомственные архивы, читать разные личные письма, чтобы передать своеобразие языка.
На последующие книги, в среднем, уходил год. Мне было ясно, какими будут сюжеты и герои.
– Как возник образ главного героя – Егора Лисицы?
– Он сразу мне продиктовался. Я знаю его биографию от начала и до конца. И менять её не собираюсь.
– Чем Егор Лисица отличается от других книжных детективов?
– Во-первых, у нас в литературе не было такого, чтобы врач вёл расследование. Во-вторых, у Лисицы нет сверхъестественных данных, он не обладает гениальными прозрениями. Это человек, выводы которого основаны на науке. Да, и он может ошибаться. То есть он – не картонный персонаж, а живой.
– Идея книги в том, что главный герой – врач, ведущий расследование?
– Не только. У меня была идея показать судьбу одного человека на фоне исторических событий, когда поменялось всё (действия первой книги «Чёрный чемоданчик Егора Лисицы» происходят в 20-е годы XX века). Поменялась власть, одежда, бытовые предметы, язык. Всё исчезло. Люди оказались в абсолютно новом мире. И именно в таком новом мире интересно показать человека: как он живёт, какие выборы делает, как ест и где спит.
– Кого из ваших героев вы любите больше всего?
– У моего Егора Лисицы есть собственный доктор Ватсон – Вася Репин. И вот его я очень люблю. Это реальный человек. Я нашла его фотографию: худой красноармеец, которому выбило глаз, он получил 17 ранений. Лисица – это продукт XIX века, он из интеллектуальной среды, из определённого сословия. А Вася Репин – сын горничной.
– Ваши романы написаны в основном от лица мужчины. Насколько сложным для вас было использование такого приёма?
– Моя наставница, известная писательница Ольга Славникова, предупреждала: проще писать от третьего лица, потому что можно выдавать ситуацию с разных точек. Для книги от первого лица эти инструменты ограничены. Например, сложно описывать портрет героя.
От первого лица мужчины женщине писать ещё сложнее, но у меня, как мне кажется, это получается. Мужчины читают мои книги и ждут новые.
Но я не ограничиваю себя только одним приёмом. Например, в книге «Правый берег Егора Лисицы» попробовала дать сюжет от лица других персонажей.
«Имя должно быть ёмким»
– Ваше полное имя – Елизавета, а книги подписываете: «Лиза Лосева». Почему?
– Я считаю, что имя автора должно быть ёмким и запоминающимся. С фамилией в этом плане всё хорошо: Лосева – настоящая фамилия моей семьи, к которой требовалось подобрать короткое имя, чтобы хорошо на обложке смотрелось. Так и возникло удачное, на мой взгляд, сочетание Лиза Лосева.
– Вы занимаетесь продвижением своих книг. Это сложно?
– Да, довольно сложно. Знаете, какой самый ненавистный для каждого писателя совет?
– Какой?
– Ведите собственный блог. Ненавистный потому, что авторы постоянно пишут для работы, а когда идут отдыхать – им вновь нужно что-либо писать, но только уже в свой блог.
– Но вы же ведёте свой блог?
– У меня другая ситуация: я по образованию журналист. Мне нравится вести блог, общаться с читателями в комментариях. К тому же в моей голове слишком много текстов, которые не вложить в книгу. Вот они и идут на мою личную страницу. Мне хочется разговаривать с людьми текстами.
– Вы каждому читателю отвечаете в комментариях. Не напрягает?
– Мне очень нравится общаться, ставить реакции на приятные сообщения. И, знаете, по числу подписчиков я – не блогер-миллионник, так что спокойно могу отвечать каждому, не напрягаясь.
– Недавно в своём блоге вы поделились фрагментом текста. Новая книга?
– Новая книга про Егора Лисицу. В ней центральное место займёт тема криптографии. Это – специфические шифры. У меня в каждой книге есть центральная тема. Например, в одном из романов про Егора Лисицу это были запахи, конкретно, духи. Эта тема мне нравится, и мне пришлось в неё погружаться: читать, слушать специальные лекции об истории духов, понимать, какие были в то время, когда разворачиваются события в книге. Детали важны. Иначе у читателя не будет доверия к автору.
Впрочем, его не будет и в том случае, если автор пишет о том, что ему неблизко.
«Как в анекдоте: не успеваю»
– Вы не только пишете детективы, ведёте блог, но и работаете на телевидении. У вас регулярно выходит программа «История Дона». А ещё вы читаете лекции в университете. Как всё успеваете?
– Знаете, я как в том анекдоте: ничего не успеваю. Время – драгоценнейший ресурс. Последние годы ещё и редактором работаю. Иногда приходится отказываться от интересных проектов, так как понимаю: по времени не потяну. Но для любимого дела мы всегда найдём время. Это, например, так же, как мы находим время на человека, которого сильно любим.
– Я бы с удовольствием переехала в Москву. Считаю её одним из лучших городов на земле. Я, кстати, там некоторое время жила и работала. Но в Ростове все родственники. Пришлось вернуться.
– А насколько сильно вы любите Ростов?
– Я люблю выдуманный Ростов из своих книг. Когда вижу настоящий Ростов, то накладываю на него воображаемую кальку, и город получается немного иным. Я люблю архитектурную эклектику: здания-тортики, а рядом с ними – неоготика. Это мне напоминает какую-то «театральщину», будто бы декорации.
Ещё люблю Ростов за вкусную еду. Кроме того, осень здесь потрясающая. Это – то время, когда город одновременно стоит открытый, но всё-таки завален листьями. Такая осень из моего детства.
– А приходится куда-либо уезжать, хотя бы на короткое время?
– Во-первых, люблю путешествовать. Мы с моим мужем, Алексеем Матвеенко, и с друзьями за год совершаем довольно много поездок. Причём с января начинаем. У нас есть традиция: отметим Новый год и… выезжаем к морю. А пару раз я даже в поезде встречала Новый год. Было по-своему атмосферно.
Во-вторых, я люблю ездить в Москву – и по делам, и потому, что наша столица, как я уже говорила, мне нравится. Архитектура, жизнь, профессиональное сообщество – всё.
В-третьих, я люблю тихие места, где можно просто побыть, помолчать. Дело в том, что я – интроверт. Например, могу неделю прожить с человеком, не разговаривая с ним. И мне будет хорошо, комфортно. И радуюсь, когда есть такая возможность.