Земля своя чужая. Как донским пайщикам защитить свою собственность

Жители посёлка Гигант Сальского района не хотят жить как на пороховой бочке. © / Анатолий Ларин / АиФ-Ростов

Несколько лет жители посёлка Гигант Сальского района живут, как на пороховой бочке. Яблоком раздора стала паевая земля, находящаяся в аренде у СПК имени Ангельева.

   
   

Поле сражения - около 12 тысяч плодородного чернозёма. Несколько сот человек не могут выйти из общей долевой собственности и по своему усмотрению распорядиться личным паем.

Кабальный договор?

Мы не в первый раз обращаемся к теме паевой земли. И вот земельный конфликт в Сальском районе. Кто здесь развязал войну на хлебном поле? Как конфликт разрешить в рамках закона? Пока на эти вопросы простые пайщики не находят ответов. Их законному праву на выход из общей долевой собственности чинят препятствия уже три года.

Ещё в 2014 году истёк срок договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:34:0600005:633. И когда собственники земли захотели самостоятельно распорядиться своим наделом, оказалось, что одного желания мало. Как при крепостном праве: ни отмежевать земли, ни передать их в аренду другим хозяйствам люди не могут.

А предыстория конфликта такова. В 2004 году жители посёлка Гигант заключили договор аренды с СПК им. Ангельева. Особого выбора у людей не было. Межевание стоило дорого, да и нужды в этом не было: паями людей наделили, но они оказались в общей долевой собственности. Вся процедура проходила согласно закону №101 «Об обороте земель сельхозназначения».

«Изначально с условиями договора мы были согласны, - говорит пайщица Ирина Павленко. - В нём было прописано, сколько и чего положено пайщикам и при каком валовом сборе зерна. Правда, сначала вроде бы договор заключали на пять лет. Потом каким-то образом условия в нём поменялись: контору хозяйства ограбили, документы исчезли. А в новой редакции уже всплыл другой срок аренды - десять лет. Но этому никто значения не придал. Только вот нас стало смущать, почему в других хозяйствах выплаты на пай больше? Те, кто отмежевался и отдал свои земли другим фермерам, получали по 6 тонн зерна, а нам выдавали всего 3 тонны».

Из-за боязни исхода пайщиков СПК им. Ангельева немного повысил выплаты. А вот когда подошёл срок окончания действия договора, уже на уступки пайщикам никто не пошёл. Попытались люди решить вопрос через суд. И даже одержали первую победу. В 2014 году Сальский районный суд встал на сторону пайщиков и подтвердил их законное право на межевание своих наделов.

   
   

Решение большинства

По непонятным причинам для пайщиков высшая областная судебная инстанция отменила решение районного судьи. И вот три года собственники паёв не могли провести по всем правилам закона общее собрание: решить вопрос по межеванию и расторгнуть старый договор аренды. Между тем, руководство хозяйства стало давать возможность «избранным» воспользоваться правом межевания, но с гарантией, что эта земля останется в аренде, а не уйдёт к другим фермерам.

За три года было предпринято несколько попыток провести судьбоносное собрание. И только 1 декабря 2017 года удалось отладить процедуру голосования пайщиков по всем нормам закона. Страсти в этот день в посёлке Гигант кипели такие, что и украинскому майдану не снилось. Зал Дома культуры был переполнен разгневанными людьми, казаки, полиция...

Сторонники председателя СПК им. Ангельева предприняли попытку провести альтернативное собрание со своим председателем, секретарём и протоколом. И предлагали голосовать по повестке дня простым поднятием рук. При этом в зале появились люди, которые не являлись участниками общей долевой собственности. Но сорвать собрание им не удалось.

Согласно закону «Об обороте земель сельхозназначения» председательствовать на общем собрании должно уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления. В данном случае им являлся глава администрации Гигантовского сельского поселения Сальского района Юрий Штельман. О проведении собрания за 40 дней сообщили в газете «Сальская степь».

В собрании приняли участие 393 человека, все являются пайщиками общей долевой собственности. За прекращение договора аренды с СПК им. Ангельева от 6.09.2004 года проголосовали 245 человек. Голосовали именными бюллетенями. Протокол собрания теперь является основанием обращения в Росреестр. И каждый собственник земли сможет наконец-то отмежевать свои гектары и выбрать нового арендатора.

Кто хозяин-барин?

«Мы до конца ещё не верим, что добились маленькой победы, - говорит уполномоченный представитель пайщиков Александр Кудрявцев. - Прежний арендатор не может распоряжаться нашей землёй. На собрании 245 человек проголосовали за то, чтобы заключить новый договор аренды с другим сельхозпредприятием. И готовы своё право отстаивать в суде.

На собрании присутствовали представители Министерства сельского хозяйства Ростовской области Виктор Малый и Галина Винникова. Чиновники видели, что мы действовали в рамках закона. Однако из опыта прошлых лет знаем, что надо быть готовыми к неожиданным поворотам. Боимся, что нам продолжат чинить препятствия и не дадут реализовать законное право распорядиться по своему усмотрению землёй. Опасаемся, что СПК им. Ангельева продолжит работать на нашей земле. Тогда окончательно люди перестанут доверять и власти, и правоохранительным органам».

В последние годы жители посёлка Гигант кому только ни жаловались. Обращались и в приёмную президента Владимира Путина, и к губернатору Василию Голубеву. Недавно написали письмо с просьбой защитить законные права собственников на имя лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Есть в этом конфликте и ещё одна немаловажная деталь. Люди устали терпеть к себе презрение и грубость. Одной пенсионерке паевое зерно привезли и высыпали прямо под подъ­езд пятиэтажного дома. И это за то, что попросила выдать оплату на пай не пшеницей, а деньгами...

Почему не родит чернозём?

Проблема с паевой землёй не красит некогда прославленный на весь Советский Союз зерносовхоз «Гигант», который возглавлял Герой Социалистического Труда Дмитрий Ангельев. Им за 30 лет был создан богатый совхоз. Но в 90-е годы на базе распавшегося зерносовхоза образовались крупный сельхозкооператив им. Ангельева и несколько фермерских хозяйств.

В СПК сегодня больше 20 тысяч пашни. По площади это самый большой земельный клин. По валовому сбору зерна хозяйство всегда в лидерах. А вот по урожайности отстаёт от многих сельхозпредприятий и КФХ. Вот и в урожайном 2017 году зерновых собрали на 10-15 центнеров с гектара меньше, чем на полях соседей. У фермеров урожайность озимой пшеницы под 60 ц/га, в ООО «Славяне» - 55,6 ц/га, а в СПК им. Ангельева всего 35,1 центнера. Земля фактически одна, плодородный чернозём, а результаты такие разные. Вот люди и думают: не скрывают ли чего здесь от го­сударства, налоговой, статистики? Не удивительно, что пайщики уходят туда, где лучше работают, получают выше доход и с уважением относятся к человеку труда.

Точка кипения

Местная власть не может остаться в стороне от конфликта пайщиков и СПК им. Ангельева. Основной удар на себя принимает глава администрации Гигантовского сельского поселения Юрий Штельман.

За попытку провести в 2014 году общее собрание участников долевой собственности Юрия Михайловича обвинили в превышении должностных полномочий. Было заведено уголовное дело, но до суда оно так и не дошло.

«Я считаю, что конфликт достиг точки кипения. Его пора разрешить в рамках закона, - говорит глава поселения. - Люди вправе решать, с кем заключать договор аренды. Три года ситуация находится в подвешенном состоянии. Хватит уже сеять вражду.

На территории нашего поселения работают 19 фермерских хозяйств, 9 крупных сельхозпредприятий. Успешно ведут деятельность завод «Сальсксельмаш», ООО «Славяне», ООО «Сеятель», ООО «Псарёв и сын», ИП глава КФХ Сухарев В.И., ИП глава Кирнос А.Д.

У нас проживает более 17 тысяч населения. Дважды наше поселение становилось призёром областного конкурса на лучший муниципалитет. По мнению самих жителей, Гигант краше даже города. С этим соглашаются все, кто приезжает к нам в гости. Никто не хочет ни с кем воевать: ни на хлебном поле, ни в зале суда.

P.S. Жители Гиганта верят, что смогут защитить свою собственность. «АиФ на Дону» будет следить за развитием ситуации.