Загляните в семейный альбом. Дончан научат восстанавливать семейную историю

Глядя на своё генеалогическое древо, можно найти ответы на личные вопросы, считает Галина Лысенко. © / Из личного архива

Что можно сказать, глядя на дореволюционную семейную фотографию? Обладатель такого снимка, в лучшем случае, узнает своих предков, а вот для историка и генеалога это же фото может стать порталом в прошлое. Рассматривая детали одежды, интерьера и места съёмки знаток сможет рассказать многое. Посмотреть, как это происходит, можно с 22 по 24 июля на фестивале-школе «Генэкспо-лето». В этом году он пройдёт в селе Успенском и станице Убеженской.

   
   

В число организаторов фестиваля вошла и ростовчанка Галина Лысенко. Корреспондент «АиФ-Ростов» поговорила с генеалогом о старых фото, казачьих семьях и плюсах буйных предков. 

Как становятся генеалогами

Светлана Ломакина, Rostov.aif.ru: Галина, «Генэкспо-лето» проходит уже во второй раз. Что показал прошлый год?

Галина Лысенко: Что интерес к семейной истории и генеалогии растёт. Десять лет назад у нас был основной онлайн ресурс «Всероссийское генеалогическое древо» и форум, с них я и начинала. Найти кого-то, кто занимается узкими проектами, было невозможно. В соцсетях не было сообществ, если какие-то темы проскальзывали, то очень быстро уходили. В читальном зале архива я сидела чаще всего одна. А сегодня, чтобы посмотреть в компьютере оцифрованные метрические книги, нужно постоять в очереди. Плюс множество сообществ, сайтов, профессиональных аккаунтов. Есть специалисты, которые занимаются общественными проектами - оцифровкой информации кладбищ, списков переселенцев на Дальнем Востоке и так далее. И к нашему фестивалю интерес растёт в геометрической прогрессии - люди приезжают со старыми снимками, делают конспекты, задают вопросы по поиску.

- Генеалог должен быть историком?

- В идеале, да. У меня историческое образование, но работала я раньше в банке. В свободное время мы с коллегой ходили в архив - пытались восстановить истории своих семей. Когда я закончила разбираться со своими корнями, начали обращаться знакомые, потом знакомые знакомых. Со временем запросов стало так много, что я уволилась из банка и с головой ушла в генеалогию. Ею я занимаюсь уже 17 лет, собрала около ста семейных историй. И каждая для меня - расследование. Когда мало документов или люди приехали издалека, поиск может растягиваться на годы.

- Как-то была на вашей лекции в Публичной библиотеке, и там шла речь о том, что жители нашего региона хотят быть казаками, хотят найти в своей родословной именно эти корни...

   
   

- Да, интерес к казачеству в наших краях был всегда. Но сейчас он приобретает более узкие формы: люди не только восстанавливают истории семей, но и изучают обряды, обычаи, язык их предков. Чего стоит наш центр «Кумжа»: его построили совсем недавно, и он тут же стал очень популярным. Теперь там проводят не только развлекательные мероприятия, но и обучающие. Такой поворот к истории не может не радовать.

Справка
Галина Лысенко родилась 30 ноября 1976 года в Новокубанске. Выросла и окончила среднюю школу № 15 в с. Отрадо-Кубанское Гулькевичского района. В 2001-м окончила магистратуру истфака РГУ, в 2006 г. - институт экономики и внешнеэкономических связей при РГУ. Соучредитель проекта «Ростовское генеалогическое общество» и издания «Вестник Ростовского генеалогического общества». Автор методических публикаций по теме восстановления донских и кубанских казачьих родословных.

Спасибо буйным предкам

- Галина, допустим, человек узнал свою родословную. Было такое, чтобы он чему-то сильно удивился?

- У нас редко кто может удивиться своей родословной, если человек родом из окрестностей Вешенской, Казанской, Милютинской, то скорее всего, его предки казаки. Чаще бывает другое. Когда человек знал, что у него казачьи корни, но жил в городе, работал на рядовой работе, в офисе или занимался бизнесом. Но не чувствовал себя на своём месте, какое-то внутреннее чувство толкало его к изменениям, как говорят, тянуло на землю. И в конце концов так затянуло, что человек продаёт квартиру в Ростове, покупает дом с огромным участком в селе, начинает что-то растить, рожает много детей и во многом живёт так, как жили его предки. Это пример конкретного человека, моего знакомого. Но таких сюжетов у нас на Дону очень много. Вот недавно муж рассказывал, как его приятель, юрист, переехал в Нижнекундрюченскую, откуда вышли его предки. И не жалеет.

- С чем связана эта тяга к корням?

- Наверное, с тем, что люди не могут жить в вакууме. Если говорить о себе, то в детстве для меня история семьи начиналась с революции. А до революции - пустота. Пока я ещё была школьницей, она заполнялась коммунистической идеологией, потом пришли 90-е, началась неразбериха, в которой смешалось и чёрное, и белое. Но на фоне этого начали открываться архивы (раньше стороннему человеку попасть туда было невозможно), стали появляться публикации на исторические темы - пришла возможность что-то вспомнить, а она потянула за собой желание побольше узнать. Благодаря всему этому я восстановила историю своей семьи: узнала, что мои предки были малороссийскими казаками, а по линии мужа - черноморские казаки, все приехали на Кубань.

- В этом году на «Генэкспо-лето» вы будете читать лекцию. Чему она будет посвящена?

- Вторичным генеалогическим источникам - «Что делать, если ничего не сохранилось?». Я буду показывать документы, которые можно найти в архивах и использовать взамен недостающих. К примеру, нет метрических книг (книги для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей), что велись в Российской империи до 1917 года - прим. авт.), зато есть документы фондов, которые занимались судами. Нотариальные документы - в случае покупки и продажи чего-то, вступления в наследство. Документы выборов. У нас же здесь в начале прошлого века были выборы и в Государственную Думу, а значит, были и списки избирателей. Они составлялись очень подробно, с адресами по городам. В 1917 году проходили выборы в учредительное собрание, там тоже очень информативные списки. В фонде окружного суда Новочеркасска очень много документов, отражающих неблагонадёжность граждан - кто-то распространял прокламации, призывал к свержению царской власти. После таких буйных предков всегда остаётся много документов, чего не скажешь о людях, которые вели добропорядочный образ жизни. Так что сегодня мы таким предкам благодарны (смеётся).

Та самая загадочная фотография из барахолки. Фото: Из личного архива

Глядя на древо рода

- Одна из самых любопытных тем на школе-фестивале - атрибуция дореволюционных фотографий. Расскажите немного об этом.

- Если у вас есть дореволюционная фотография, на которой изображён предок, и у вас по этому снимку есть вопросы, мы постараемся на них ответить. К примеру, в станице Убеженской нашли старый снимок человека в казачьей форме. Форма была очень необычной, и люди, что принесли фото, не могли сами определить, где служил их предок. Благодаря консультациям на исторических форумах, выяснилось, что этот казак из духового оркестра, он был музыкантом.

Вторая история свежая - моя знакомая разместила в ВКонтакте фотографию, которую увидела в Ростове на блошином рынке. Она её покрутила, пересняла, но не купила. Я её, конечно, отругала за это. Потому что фотография была замечательная. На снимке изображён пожилой мужчина, девушка и молодой человек. На груди у молодого человека как будто бы огромный венок из искусственных цветов и ленточек. В соцсетях народ начал обсуждать это фото, и мы пришли к выводу, что снимок сделан в память о проводах на службу. Девушки украшали призывника лентами, перевязывали ему даже руки, пытаясь таким образом его остановить, оставить дома. В конце проводов он это всё срывал и уходил на службу.

- Галина, давайте подведём итог. Допустим, наш читатель хочет восстановить историю семьи, но понятия не имеет, с чего начать...

- Во-первых, надо опросить самых старших родственников и записать всё, что они расскажут. Возможно, в этом опросе вам опять поможет семейный фотоальбом - сядьте рядом с родными и спрашивайте, кто на снимке, когда это было, при каких обстоятельствах.

Второй шаг - сбор документов. Найдите всё, что есть в семье, систематизируйте, тогда вы увидите, чего не хватает и что нужно восстановить. Если человек моложе ста лет, то многие документы можно восстановить через загс. Третье - метрические книги (работа в архиве). Они вам помогут, если вы знаете, откуда родом ваши предки. 

Если сбор документов вам кажется очень сложным и времени на поиски нет, то всегда можно обратиться за помощью к генеалогу или прийти на наши лекции - вы погрузитесь в тему и будете понимать, где что искать.

Восстановление семейной истории - труд очень кропотливый, но когда большая часть пути пройдена и вы смотрите на своё генеалогическое древо, получаете не только ответы на многие личные вопросы, но и чувство принадлежности к роду. Ведь для любого человека очень важно понимать, кто стоит за твоей спиной, кто дал тебе такие лицо, руки, характер, а иногда и судьбу.