«Вкалывают роботы. Счастлив, человек?». Роботы лишат донских селян работы

Уже нынешним летом на полях нашего региона будут работать беспилотные комбайны. Пока что это только тестирование, однако через несколько лет комбайны без комбайнёров станут привычным явлением. В крупных агрохолдингах с охотой ждут роботизированную технику, а селяне тем временем опасаются за свои рабочие места.

   
   

Будущее наступило

Тестирование комбайнов-беспилотников на местных полях будет проводить ростовский завод «Ростсельмаш». Беспилотную систему на предприятии создавали несколько лет, комбайн уже прошёл испытания в лаборатории, рассказали в пресс-службе промышленной ассоциации «Рос­спецмаш».

А представитель завода пояснил, что робот способен вести комбайн по нужной траектории с точностью до десяти сантиметров. Он отслеживает препятствия и информирует оператора о загрузке бункеров зерном. В видеозаписях, которые предприятие опубликовало в социальных сетях, беспилотный комбайн самостоятельно ездит по площадке на территории завода, на которой обычно паркуют собранную сельхозтехнику.

Будет ли нужен такому комбайну комбайнёр? В некоторых комментариях прессе представители завода и партнёры, разрабатывающие электронную начинку, говорили, что человек для управления чудо-машиной в любом случае необходим. Механизатор якобы нужен для дополнительного контроля и для того, чтобы управлять комбайном во время перемещения между полями.

В других комментариях создатели умной начинки говорили иное: механизатор будет необходим для управления сразу несколькими комбайнами. В поле он будет следить за передвижением «роя» техники и станет вмешиваться в работу только в экстренных ситуациях.

Интерес агрохолдингов

В агрохолдингах вовсе не против такого прогресса, а в фермерских ассоциациях и у рядовых селян такое будущее вызывает опасения. «Мы возьмём технику на тестирование. Это неизбежный процесс, комбайны будут беспилотными. Комбайнёры иногда ошибаются, квалифицированные механизаторы в дефиците, – рассказал на условиях анонимности представитель одного из южно-российских агрохолдингов. – А беспилотник позволит увеличить качество зерна. Те же самые работники в итоге заработают больше». При этом представитель холдинга признался, что пока что видел беспилотную технику только на выставках.

«В технике без людей заинтересованы, в основном, крупные агрохолдинги. Их владельцы показываются на полях редко. Сегодня они здесь, завтра – отдыхают на морях или за границей. Зачем им крестьяне и механизаторы?», – комментировал председатель ассоциации фермерских хозяйств (АККОР) Краснодарского края Виктор Сергеев.

   
   

По его словам, селяне теряли рабочие места из-за роботизации и раньше. Например, когда на молочные фермы пришли новейшие технологии.

«На фермах появились роботизированные линии, доярки стали не нужны. Это не значит, что на фермах нет людей, но их меньше, чем раньше. Механизаторы сейчас неплохо зарабатывают, однако это люди в возрасте. А молодёжь из села продолжает уезжать», – сетовал Виктор Сергеев. (К сожалению, это был последний разговор с Виктором Сергеевым, в июне он трагически погиб – прим. ред.)

А механизатор из Ростовской области, попросивший называть только его имя – Сергей, в свою очередь вспомнил об итогах технического переоснащения, случившегося лет десять назад. Владельцы холдинга, в котором он тогда трудился, всего за месяц заменили все старые трактора на новые – мощные и широкозахватные.

Старый тракторный парк обслуживали около двадцати механизаторов, а с новыми тракторами оказались нужны только трое. «Конечно, нам сначала стелили мягко. Мол, продолжаем работать. А потом урезали оплату. Или вовсе перестали платить. Владелец нам заявил: а на что вы жалуетесь? Я ведь не жалуюсь вам, если у меня сложности. Это у нас в селе анекдотом стало, ждём его жалоб теперь», – смеётся Сергей.

Впрочем, у владельцев земли свои резоны. При управлении роботом в среднем урожайность повышается на 5%, отмечает гендиректор одной из фирм-разработчиков беспилотных комбайнов Cognitive Technologies Ольга Ускова.

«Робот управляет комбайном в полном соответствии с рекомендацией агронома, он не ускоряется, не отклоняется от маршрута и не заезжает к соседу за бутылочкой. К тому же полностью исключено воровство зерна, а это ещё примерно 40% по хозяйству к урожаю», – поясняет Ольга Ускова.

Налоги на роботов?

Любопытно, что о вытеснении живых работников роботами говорят и учёные. В недавнем исследовании Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) приводятся такие цифры: через десять лет роботы в российских регионах могут заменить 58% людей, работающих сейчас в сельской местности.

Хуже, по мнению социологов, придётся только работникам промышленных предприятий и тем, кто работает в гостиничном хозяйстве. В этих отраслях роботы могут заменить почти 60% людей.

Социологи рекомендуют властям заранее подумать о специальных налогах для владельцев роботов, чтобы дать людям возможность обучиться новым профессиям.

Единственная надежда кресть­ян, похоже, на слабое развитие дорожной инфраструктуры на Дону. Робот-комбайнёр, конечно, не заедет к другу за бутылкой, зато может не справиться с какой-нибудь оставшейся после ливня лужей на грунтовке. Человек сообразит, что делать, а умная машина пока ещё нет.

Другими словами, может повториться ситуация с внедрением в быт прогрессивных электромобилей. На Дону они уже есть, однако про вытеснение обычных бензиновых транспортных средств говорить не приходится: пробег у такого автомобиля на одной зарядке слишком маленький, а электрозаправок вдоль трасс не установлено. В результате, по сей день это экзотика, а не реальность. На всю Ростовскую область приходится в лучшем случае 20 подобных электро­каров.