В извечном соперничестве между двумя южными регионами очередная победа – на стороне Краснодарского края. Ростовская область заняла 17-е место в топе регионов по уровню жизни, а регион-соперник – шестое. Ещё один сосед – Воронеж расположился на восьмом месте. Рейтинг, составленный экспертами «РИА новости», учитывает 70 показателей, среди них уровень доходов, жилищные условия населения, безопасность проживания, экологические условия, социальная инфраструктура, уровень экономического развития и другие. О социальном положении жителей Ростовской области красноречиво говорит ситуация, в которой оказались донские врачи.
Бегут на юг
Сельские медики Ростовской области переезжают работать на Кубань из-за низких зарплат и отсутствия жилья, которое им обещали по федеральной программе «Земский доктор». Корреспондент «АиФ» отправился в сельскую больницу и встретился с «врачами-перебежчиками».
Меньше часа езды из Ростова-на-Дону – и мы уже в селе Самарском Ростовской области, где живут более 10 тысяч человек. Оно на границе с Краснодарским краем: если проехать ещё 40 минут по трассе М-4 «Дон», то окажешься в кубанской станице Кущёвской.
Из поликлиники местной районной больницы недавно уволились четыре медика. Поменять место работы намерены ещё двое. Все они перебираются в соседний Краснодарский край. Из села за последние годы уехали 30 медработников. Такие данные приводит председатель общественного совета при Самарской сельской администрации Ольга Романовская.
«К нам едут медицинские специалисты, но они поживут на съёмных квартирах, помаются и уезжают в Краснодарский край или Ростов-на-Дону, – поясняет общественница. – Причина одна: им не платят положенных по программе «Земский доктор» денег. Власти не решают их жилищные проблемы. Два фельдшера, муж и жена, Лошкабановы Станислав и Наталья, проработали год и уехали. Другой молодой фельдшер Сергей Басанец также долго не выдержал, сбежал.
У нас большое сельское поселение, уютное, молодёжь остаётся, потому что близко Ростов-на-Дону. По количеству новорождённых детей у нас хорошая статистика. Но вот с больницей беда: не хватает врачей, современного медицинского оборудования. Здания очень старые».
«Совмещаю работу в Кущёвской»
Очередной массовый побег специалистов из села Самарского случился в конце 2020 года. Уволились четыре медработника.
Хирург Айказ Мазманян намеревался также поменять место работы, уехать в Кущёвскую. Но в поликлинику приехал министр здравоохранения Ростовской области Юрий Кобзев и уговорил доктора остаться.
«Я ведь знал, на что иду, когда ехал работать в село, поэтому уходить полностью не собираюсь, хоть и настойчиво зовут, – признаётся Айказ Мазманян. – Если уйду, то селяне очень сильно пострадают. Сейчас здесь должно быть по штатному расписанию два хирурга плюс один на полставки, но я один».
Чтобы не оставлять селян без хирургической помощи, медработник нашёл соломоново решение: совмещает работу в Самарском и станице Кущёвской. И он не один такой.
Айказ Мазманян так прокомментировал уход своих коллег.
«Двое врачей, лор и эндокринолог, уехали из-за отсутствия собственного жилья, они работали здесь давно и по какой-то причине не вошли в программу «Земский доктор», – говорит хирург. – Два фельдшера уехали по похожим причинам. Их уговаривали остаться, обещали, но мои коллеги сказали, что устали ждать. Два новых пришли, им пообещали подъёмные выплаты и жильё, но они говорят, что если не получат в ближайшие месяцы, то тоже уйдут».
Минздрав: квот нет
Депутат Законодательного собрания Ростовской области Сергей Косинов поделился с журналистами результатами своего запроса в местный минздрав.
«Сегодня получил ответ на свой запрос из минздрава... и сегодня же уволились из больницы в Самарском два фельдшера. Так и не дождавшись обещанных подъёмных, – рассказал Косинов. – Ответ мне объёмный прислали, аж на трёх листах. Обосновали, почему мы не хотим решать проблему с медицинскими кадрами. Просто не хотим. На всех уровнях заявляем, что врачей нет, находим, а потом говорим, мол, извините, квот нет».
В минздраве признают: квота для врачей из сельских больниц, которые не относятся к категории удалённых и труднодоступных, в 2020 году, действительно, была очень маленькой. Помощь получили всего 16 врачей и 4 фельдшера. В 2021 году их будет ещё меньше: 15 врачей и 5 фельдшеров. Выплаты получат только те, кто переедет в село в 2021 году. Те, кто так и не дождался жилья и выплат в прошлом, в очередь уже не допускаются.
Азовский район, где находится Самарское, к категории удалённых и труднодоступных не относится, хоть и находится на границе. Поэтому «утечка» врачей будет продолжаться.
Комментарий эксперта
Александр Водяник, член экспертного совета при Минстрое РФ по комфортной среде, бывший эколог и общественник Ростова-на-Дону, ныне советник мэра Краснодара:
– Я переехал в Краснодарский край из Ростова-на-Дону в 2019 году. Не могу сказать, что Кубань намного опережает Ростов по всем показателям, есть плюсы и минусы у обоих регионов. Я эксперт по экологии, поэтому начну с неё. Вопреки распространённому мнению с этим в Краснодарском крае всё не так хорошо. Кубань загрязнена значительно больше Дона. Несомненный плюс конкретно Краснодара – большое количество зелени в центральном районе. Но и в этом есть свои проблемы. Правильно заложенные ещё в 70-х годах прошлого века зелёные зоны в 90-е и нулевые годы превратились в заросли. Теперь здесь в целом районе круглый год штилевая погода. Заросшая зелень сформировала застойную воздушную зону. Итогом стало повышение заболеваемости астмой краснодарцев.
Ещё один несомненный плюс – наличие достаточно большого числа трамваев и троллейбусов в Краснодаре. Зато маршрутки просто жуткие, в Ростове-на-Дону мы в таких ездили в 1990-х.
Что касается обеспеченности соцкультбытом, то Краснодарский край сложно даже сравнивать с каким-либо регионом, кроме столичных. Кубань растёт, как на дрожжах. Ростову достаточно далеко до этого уровня.
По освоенности территорий Ростов должен значительно опережать Краснодар. В донской столице несколько новых больших микрорайонов. Если говорить о застройке, которая и в Ростовской области вызывает массу нареканий, то новостройки Краснодарского края тоже уже стали притчей во языцех у архитекторов.
Комментарий власти
Адам Батажев, депутат Законодательного собрания Ростовской области, застройщик:
– Не могу согласиться с определением, что в рейтинге у Ростовской области низкая позиция. Донской край на 17-м месте из 85 субъектов Федерации. Это значит, что у нас пусть не самый топ-уровень, как в столичных мегаполисах или нефтегазовых регионах, где объективно более высокий уровень заработных плат, но наш уровень гораздо выше абсолютного большинства регионов России. Для многих россиян Ростовская область – это вполне благополучный и комфортный регион.
Хочу обратить ваше внимание, что Ростовская область по качеству жизни в 2020 году по сравнению с 2019-м улучшила свои позиции, поднявшись с 19-й строчки на 17-ю. Это значит, что тяжелейший во всех отношениях год пандемии мы прошли более благополучно чем другие регионы. Я как представитель строительной отрасли могу подтвердить, что мы работали, возводили дома, а люди покупали квартиры.
Мы не соревнуемся с Краснодарским краем, мы ищем возможности развития своих преимуществ и компетенций. Ростовская область и Краснодарский край по экономической географии абсолютно структурно разные. Краснодарский край значительно более полицентричен. Там краевой центр не выделяется на фоне других агломераций. Морские порты, курорты Черноморского побережья и предгорья, значительно более благоприятные условия для сельского хозяйства и переработки. Кроме того, в Краснодарском крае в отличие от Ростовской области есть добыча углеводородов, пополняющих краевой бюджет. И нельзя не учитывать уже реализованные на Кубани при активном федеральном финансировании крупнейшие инфраструктурные проекты к сочинской Олимпиаде. В Краснодарском крае больше численность населения, больше валовый региональный продукт, больше региональный бюджет и больше агломерационных центров – локомотивов развития. Инфраструктура двигает развитие, в том числе экономики и уровня жизни. Конечно, Ростовской области по качеству жизни и среды нужно прибавлять.
С Краснодаром мы не соперники, а добрые соседи с похожим менталитетом и укладом жизни. Мы должны быть рады, если успешно будет развиваться Кубань, а Краснодарский край должен благосклонно относиться к успехам Ростовской области. И тогда наступит эффект синергии – успешное развитие каждого из регионов подтягивает вверх и соседа, что даёт импульс для улучшения жизни всего юга России.