«Суши вёсла!» подкрался незаметно. Будет ли нынче навигация на Дону

Конец Дону?

«Страшная верховка выдула всю воду. Я такого здесь ещё не видал. Отчётливо видны свежие наносы грунта», - говорит ростовчанин Юрий Дегтярёв.

   
   

Плотник-судостроитель Дегтярёв в дельте Дона с 2000 года. Не один раз ходил по Мертвому Донцу и Дону, но с таким безводбем ещё не сталкивался.

Вода ушла, обнажив дно реки. Это Мёртвый Донец - рукав донской дельты. Фото: АиФ-Ростов/ Юрий Дегтярёв

«Обмеление случалось и раньше, причём регулярно. Но регулярно – это не значит, что было во вред, - добавляет судостроитель – Пока не было Цымлы, такие периоды на Дону и его притоках были привычны и не опасны. Атаман станицы Гниловской Валерий Олейников рассказывал как его дед «праздновал» в 50-х года строительство плотины Цимлянского ГЭС. Он говорил – «Конец Дону!» По-моему, обмеление циклично. Но в нашем случае оно спровоцировано и обострено деятельностью человека. А в последнее время катастрофически ускорено. В том числе и загруженностью Дона – до 20 тысяч судов в год».

На всё это накладывается безответственность, разделённость акватории под сотню «хозяев», каждый из которых отвечает за «пять метров» от берега, а дальше, хоть трава не расти.

Большая сушь

Обмелением главной водной артерии донского края и её притоков сегодня никого уже не удивишь. Такое происходит чуть ли не каждый год. Обычно поддерживать уровень воды в Дону помогают запасы Цимлянского моря. Но беда в том, что в 2015 году уровень воды в водохранилище тоже упал почти до критической отметки.

«По проекту в Цимлянском водохранилище должен быть уровень не более 37 метров (по Балтийской системе высот), иначе произойдёт перелив через плотину, – рассказывает волгодонский краевед с двумя морскими образованиями Анатолий Чалых. – От 36 до 31 метра – уровень наполнения чаши моря по проекту. Призма регулирования уровня – 5 метров. 31 метр – нижний предел моря. При таком уровне, опять же по проекту, можно закрывать эксплуатацию».

В апреле 2015 года, по данным начальника управления ГОЧС города Волгодонска Евгения Анфёрова уровень воды в Цимле опустился до 31 метра 80 сантиметров. Ниже он был лишь в 1975 году, 40 лет назад.

   
   
Зеркало водной глади донских рек сжимается как шагреневая кожа. Фото: АиФ-Ростов/ Юрий Дегтярёв

Причину обезвоживания объяснила начальник Ростовского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Наталья Самолётова:

«Вместо положенных 11 кубических километров это весной мы можем рассчитывать на приток в пределах лишь 4-6 кубокилометров. Это можно объяснить малоснежной и тёплой зимой, когда земля промерзает несильно и вся влага уходит в почву, а не в грунтовые воды».

«Вода для Цимлянского моря приходит из верховьев Дона под Воронежем. Но при условии, что осенью земля быстро замёрзла, только потом выпал снег, а весной он растаял и, не уходя в почву, влага сразу сбежала в водоём, – добавляет Анатолий Чалых.

Останками погостов на берегу Цимлянского моря уже никого не удивишь. Фото: АиФ-Ростов/ Анатолий Чалых

Бьём тревогу

Большая сушь выявила много проблем. И речь не только о тоннах мусора, которыми оказались усыпаны берега обмелевших рек и речушек. Как уже сообщал «АиФ-Ростов» Цымле обнажились древние погосты: надгробия и человеческие останки можно встретить прямо на берегу.

Кроме того, на грани проблемы с питьевой водой сейчас город Волгодонск – единственный водозабор которого обустроен как раз на мелководье, в море перед 14 шлюзом. Никто не знает, как будет себя чувствовать в ситуации обмеления пруд-охладитель 1-го и 2-го блоков Ростовской АЭС, примыкающий к Цимлянскому морю. Вопрос – хватит ли воды для орошения полей и подпора устья Дона? Можно предположить, что достанется и Ростову: верховой ветер постоянно будет оголять русло реки.

Уже сегодня, перед началом навигации, бьют тревогу предприниматели: из-за низкого уровня воды их суда не смогут беспрепятственно ходить через Волго-Донской канал. Цимлянское водохранилище не обеспечивает гарантированное прохождение судов «в полном грузу».

Например, на заседании межведомственного координационного совета по туризму было заявлено, что обмеление реки Дон мешает развивать существующие туристические проекты и о возникшей проблеме круизного сообщения между Ростовской областью и Крымом. А компания ОАО «Донинтурфлот» уже осенью 2014 года была вынуждена отменить все запланированные рейсы. В качестве выхода из ситуации предлагалось либо углубить дно реки, либо покупать новые «приспособленные» суда.

Порт пяти морей - Ростов - в ожидании команды «Суши вёсла!». Фото: АиФ/ Филипп Иващенко

«Сколько бы мы не копали, воды больше не станет. Дноуглубление нерационально, и так мы ничего не добьемся, это не решение сложившейся проблемы, - высказал своё мнение начальник Управления транспорта Министерства транспорта РО Сергей Соколов.

Более пессимистичный настрой у тех, кто занимается грузовым судоходством. Не исключено, что из-за обмеления Дона владельцам сухогрузов придётся что называется «сушить вёсла».

Поддержать навигацию на Дону сможет сброс воды из Цимлянского моря. Но в каком количестве? Если в большом количестве, то суда смогут нормально ходить какое-то время, а к осени навигацию придётся прекратить. Либо сбрасывать по чуть-чуть, но тогда сухогрузы будут возить 50% воздуха, судовладельцы понесут убытки.

«Не стоит забывать, что водохранилище - это не только судовладельцы, но ещё и гидроэлектроэнергия, мелиорация. От количества воды зависит и восполнение биоресурсов, - напомнил Александр Огарёв, председатель ассоциации «Водный транспорт Дона».

Пуповина мироздания

Будет ли нынче навигация на Дону – вопрос пока риторический. В любом случае очевидно, что работать тем, кто связан с водой, в этом году придётся в режиме экономии. Пора умерить аппетиты и подумать не только о личной выгоде, но и о природе, экологии, о том, что оставим потомкам.

«Для меня Дон – система сакральная, – подвёл итог разговора с «АиФ-Ростов» Юрий Дегтярёв. – Она имеет свои пределы как в сфере экономической (ну откуда взяться рыбе под судами?), так и в духовной. Ежели пропадёт Дон – потухнет и весь мир. У нас ведь на Дону основа, пуповина мироздания. Здесь – третья родина ариев и первая родина «остального Мира».

И только в краеведческом плане есть «плюсы» обмеления донских рек и Цымлы.

«Станут видны следы раскопа левобережной крепости Саркел, где жили крещёные хазары (между хуторами Попов и Красный Яр рядом с РоАЭС), что в 50-х года попали в зону затопления водохранилища. Можно будет ходить по пояс в воде по крепости, собирая остатки тысячелетних кирпичей», - говорит Анатолий Чалых.