Строили дорогу ценой жизни. Интересные факты о первой ЖД Ростова

Музейный паровоз в Ростове © / Википедия

6 августа в нашей стране отмечается День железнодорожника. В честь праздника rostov.aif.ru собрал несколько интересных фактов о первых железных дорогах, построенных в Ростовской области.

   
   

Строители умирали от голода

Первая железная дорога на территории Области Войска Донского появилась в 1862 году. Это была Волжско-Донская ЖД, которую возводили более двух тысяч крестьян в течение трех лет. Однако в первый же год стройки почти 300 рабочих сбежали. До этого они жаловались, что приказчик Иван Головкин кормил их чёрствым хлебом с плесенью, а вот обещанные масло и соль не давал. И не зря сбежали - тех, кто остался, ждали голод, землянки в степи с голыми нарами, а ещё - эпидемия холеры и тифа. Уже к осени умерло 500 крестьян. Весной 1860 года на стройку завезли ещё две тысяч рабочих. Но уже через пару месяцев 853 из них сбежали. А остальные устроили бунт. Люди снова жаловались на недостаток еды. Тогда царицынский городничий Трескин приказал высечь 20 зачинщиков, но побеги остановить таким образом ему не удалось. Однажды во время погони одного беглеца убили, а нескольких ранили.

О беспорядках узнал император Александр II. Он послал для разбирательства на стройку чиновника по особым поручениям МВД Юлия Арсеньева. Тот провёл расследование и отправил Трескина под суд за жестокое обращение с крестьянами. После этого сбежавшие рабочие вернулись, и стройка железной дороги продолжилась.

«И без нея жили смирно и благодатно»

В то же время строилась и Грушевская железная дорога. Она проходила от Грушевских угольных копей через Новочеркасск к речной пристани у станицы Аксайской. Дорогу открыли 29 декабря 1863 года. Вот только доходы от перевозочной работы не окупали затрат: протяженность дороги была маленькая — всего 66 вёрст. Позже было решено продлить дорогу от Аксая до Ростова-на-Дону, где функционировал речной порт. Испытательный поезд прошёл по новому пути 29 января 1868 года, а 4 февраля состоялась торжественная встреча первого поезда в донской столице. Кстати, вокзал тогда располагался на месте нынешней набережной, напротив Богатяновского спуска.

Памятник узкоколейному паровозу Кч4-101, Ростов-на-Дону Фото: Википедия

Позже, летом 1869 года, железнодорожный транспорт дошел и до Таганрога. Он соединял Ростов-на-Дону с городами Украины. Однако не все местные жители жаловали строительство новой дороги. Во время её возведения появились протестующие, которые ходили по домам и собирали подписи: местные просили у властей, чтобы те не проводили ЖД в Таганроге. А если она так уж нужна, то пусть ее ведут на Самбек. Потому что «и без нея жили смирно, тихо, и благодатно». Но эти протесты остались незамеченными.

А вот первые товарные локомотивы для железной дороги «Харьков-Таганрог-Ростов» были выпущены в 1869 году бельгийским заводом.

   
   
Мемориальный паровоз Кп4-483 в Ростове Фото: Википедия

Кстати

В Ростове установлены два памятники паровозам. Один их них сейчас находится на Привокзальной площади. Это узкоколейный паровоз Кч4-101, который раньше работал на детской ЖД. Сначала он стоял возле клуба «Юный железнодорожник», но в начале 2000-х годов его перенесли.

Справка
Этот паровоз был построен в 1949 в Чехословакии. Хоть его колёса и оборудованы тормозами, но зимой дополнительно использовался ящик с песком, установленный на верхней поверхности топки. Когда транспорт не мог заехать на горку или остановиться во время съезда с нее, машинист открывал клапан. Песок начинал сыпаться на рельсы, тем самым улучшая сцепление колёс с дорогой.

Ещё один паровоз-памятник установлен у здания РГУПС на проспекте Ленина. Речь идёт о узкоколейном Кп4-483 типа 0-4-0. Производился он в Польше. В СССР было поставлено 790 таких паровозов. К настоящему времени небольшое их количество сохранилось в виде памятников.