Причины, по которым процесс оформления страховки превратился в настоящую муку, сами компании называют разные. То бланков нет, то сотрудников сократили и остался на месте только один человек, то база данных не работает.
Дороже, но без очереди
При этом тут же в офисах на стенах висят списки страховых агентов самой компании. Со всеми адресами и телефонами. Работают они круглосуточно. И перебоев с бланками не испытывают. Вот только полис в цене вырастет у агентов вдвое, а то и втрое: в нагрузку предлагают дополнительные услуги – страхование жизни, квартиры или ещё чего-нибудь.
Жалобы на страховые компании от клиентов поступают регулярно. Весной наша газета писала о том, что на сговоре попались сразу шесть фирм: СПАО «Ингосстрах», ПАО «Росгосстрах», АО «СГ «УралСиб», АО «СГ «МСК», АО «Альфастрахование» и САО «ВСК». При этом компании сейчас активно заключают договора не только между собой, но и с другими организациями. Например, всё тому же «Росгосстраху» грозит штраф в 15 млн рублей за сговор с индивидуальным предпринимателем.
Они заключили соглашение, согласно которому автомобилистам предлагали готовые карты техосмотра, а машину на проверку показывать и вовсе не надо было. Хотя при отсутствии такого документа владельцу должны отказать в продаже полиса. Получается, что в некоторых случаях на дорогу выезжали транспортные средства, которым требовался ремонт. Так ведь и до аварии недалеко.
Кто виноват?
Ситуацией с очередями за ОСАГО заинтересовались и активисты Общероссийского народного фронта, которые провели свой мониторинг в городах донского края. Они проверили 13 компаний, из которых сразу в девяти обнаружили нарушения. Кто-то не хотел принимать новых клиентов, кто-то обслуживал лишь фирмы, частным лицам отказывал, а компания «Уралсиб» и вовсе закрыла все свои офисы по выдаче ОСАГО.
Удивительно, но сами страховые компании в своих многочисленных нарушениях проблем не видят и требуют, чтобы власти разобрались с так называемыми автоюристами. Российский союз автостраховщиков даже передал в Госдуму России поправки к федеральному закону. Данные изменения, считают они, нужны для защиты от автоюристов. По мнению РСА, число судебных разбирательств по ОСАГО растёт именно из-за них, а не из-за ошибок страховых компаний.
«Согласно закону страховщик обязан осмотреть повреждённое транспортное средство и организовать независимую экспертизу, чтобы определить убытки. Эта схема неэффективна, что подтверждают многочисленные судебные разбирательства. То есть компании в документах записывают сумму значительно ниже, чем должен получить клиент.
В абсолютном большинстве случаев независимая экспертиза, назначенная судом и проведённая в полном соответствии с требованиями закона, подтверждает: выплаты были занижены, - пояснил Николай Тюрников, президент Ассоциации защиты страхователей.
В общем, пока страховщики продолжают «разводить» и обманывать автовладельцев, количество судебных разбирательств не станет меньше, а у автоюристов работы не убавится. Когда система ОСАГО в нашей стране станет прозрачной и честной, не знает, пожалуй, никто.
Кстати
Сейчас в области действует «период охлаждения» - в течение пяти дней клиент страховой компании имеет право на безоговорочный возврат денег за допуслуги, если считает их навязанными. Но страховщики обещают удлинение очередей за счёт тех, кто придёт сдавать ненужные полисы.
Смотрите также:
- ОСАГО с довеском. На Дону практикуют страхование по принуждению →
- Новое в ОСАГО: электронные полисы ОСАГО стали более популярны →
- Сага об ОСАГО. Когда наведут порядок в страховой сфере? →