Шахтёры варят металл. Как металлурги РЭМЗ идут на европейский рынок

«Ростовский электрометаллургический завод» находит новых заказчиков в России и Европе. © / Виталий Колбасин / АиФ

Корреспондент «АиФ-Ростов» Виталий Колбасин побывал на заводе и узнал, как системообразующее предприятие города Шахты ищет пути на рынке сбыта в условиях зеркальных санкций Евросоюза и России.

   
   

Социальная роль металлургов

На «Ростовском электрометаллургическом заводе» из 970 сотрудников 80 % - бывшие работники угольной промышленности. После закрытия угольных шахт в районе, металлургический завод стал системообразующим, он и рабочие места шахтерам дал, и реализует важные социальные проекты в образовании, спорте, инфраструктуре. Среди них – помощь школе № 34 и обустройство дачных дорог.

Шахтинский завод РЭМЗ изготавливает арматуру, которая используется в строительной отрасли. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Кроме того, в 2015 году, благодаря РЭМЗ, многие украинские беженцы нашли работу в России. На самом шахтинском заводе работают 20 украинцев с Донецкого металлургического завода.

Экологическая безопасность

«Современное производство по выпуску строительной арматуры запущено в 2007 году. Предприятие состоит из двух основных цехов – электросталеплавильного и прокатного, выпускает 730 тысяч тонн в год литой заготовки», - рассказывает главный инженер РЭМЗ Валерий Москалев.

За 50 минут конвейер дает 90 тонн жидкого металла, из которого получают арматуру диаметром от 10 до 32 мм. Металлурги работают круглосуточно, без выходных и праздников. Ежесуточно отсюда отправляют сто 20-тонных грузовиков готовой продукции.

На территории РЭМЗ работают современные установки по очистке вредных веществ выработки производства. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Особое внимание руководство завода уделяет соблюдению экологических норм, ведь производство является вредным. В апреле проверка Роспотребнадзора показала, что все требования законодательства РФ в сфере обращения с отходами на РЭМЗ соответствуют нормам предельно-допустимых концентраций. Проверяющие взяли пробы почвы, воздуха, замерили шум на границе санитарно-защитной зоны возле поселка Фрунзе – и все показатели остались в норме.

Инспекторы даже забрались на дымовую трубу и установили там дымомер. Испытание показало: система газоочистки выбрасывает в атмосферу воздух, очищенный на 99,7 % – что соответствует экологическим требованиям.

   
   

Металлолом в дефиците

На заводе из металлолома получают конечный продукт – арматуру, которая используется в строительстве. Как заметили на заводе, дефицит лома, то есть металлолома, который металлурги используют для литья продукции, является серьезной проблемой.

Из горячего стального стержня вытягивают арматуру необходимого диаметра Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Это связано с конкуренцией экспорта лома в Турцию. Для речных портов Ростовской области отправка металлолома за рубеж – один из прибыльных бизнесов. По странному стечению обстоятельств вывозить лом на экспорт многим донским заготовителям выгоднее, нежели продавать его рядом находящемуся заводу.

«За лом завод дает хорошую цену – это выгоднее, нежели вывезти его в Турцию. С точки зрения бизнеса, нет никакой логики в том, что металлолом вывозится за границу», - комментирует Валерий Москалев, делая вывод, что в этом бизнесе используют «серые схемы».

Завод намерен поставлять продукцию в Европу, РЭМЗ получил сертификат немецкого стандарта DIN. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Эксперт добавляет, что в прошлом году руководство РЭМЗ обращалось в Совет Безопасности страны с просьбой регламентировать экспорт лома из России. Но инициатива пока не получила поддержки.

Стандарт DIN

Российский строительный рынок в связи с экономическим кризисом несколько остановился в развитии, поэтому менеджеры находят потребителей за рубежом.

Операторы следят за технологическим процессом. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

«Завод принципиально готов поставлять продукцию в Европу, в нынешнем году предприятие получило сертификат немецкого стандарта DIN, это означает, что шахтинская арматура отвечает всем требованиям европейских стандартов», - отмечает Валерий Москалев.

Также получен сертификат на поставку продукции в Словению. В эту европейскую страну отправят два вагона арматуры в ближайшее время. Среди постоянных партнеров шахтинцев – строительные комплексы Казахстана и Азербайджана. На импорт идёт 30 % продукции. Среди крупных российских объектов, куда поставляют стальные стержни, – стройки Керченского моста и стадиона «Ростов-Арена» к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Ежедневно отправляется около 100 машин с арматурой на стройки области и страны. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Есть у  «Ростовского электрометаллургического завода» и новый проект, отмеченный губернатором, называется «Вольфрамовая долина». Шахтинцы на базе заводской инфраструктуры намерены перерабатывать вольфрамовое сырье для изготовления свёрел. Российское станкостроение остро нуждается в подобной отечественной продукции.