Со статусом. Переходы с мозаиками в Ростове признаны культурным наследием

Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

В середине марта два подземных перехода в ростове – ул. Б. Садовая / пр. Ворошиловский и ул. Б. Садовая / пр. Будённовский – вошли в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Решение в комитете по охране объектов культурного наследия Ростовской области было принято единогласно. Теперь все четыре перехода со знаменитыми мозаиками в донской столице имеют этот статус. Что это меняет, выяснял «АиФ-Ростов».

   
   

«Созрели» по возрасту

Мозаичные панно в подземных переходах в 2019 году вошли в число самых популярных достопримечательностей донской столицы. В туристических центрах города можно купить календари с их изображением, а в сами переходы регулярно водят на экскурсии как иногородних гостей, так и самих ростовчан. Работа по созданию мозаик была кропотливая: во второй половине 1970-х годов бригада из семи мастеров под руководством Юрия Лабинцева вручную создавала керамические картины. Для этого чешскую облицовочную плитку резали на паззлы, окрашивали, обжигали. Процесс создания «картин» в каждом из переходов занимал около года.

Сам Юрий Лабинцев окончил художественное училище, сначала работал лепщиком-модельщиком, а потом начал трудиться облицовщиком в различных организациях. Тогда он встретился с начальником Мостоотряда №10 Георгием Былло и показал свои работы. Мастеру предложили перейти на работу в эту организацию, которая и занималась строительством подземных пере­ходов.

Но ценность мозаичных панно в переходах для жителей и гостей города, как оказалось, не означала автоматически юридическую ценность. Для признания сооружений объектами культурного наследия нужно было, чтобы переходы «созрели» – по закону необходимо выдержать срок в 40 лет с момента их создания. 

Внимание к проблеме сохранения мозаик привлёк ремонт подземного перехода под проспектом Ворошиловским в начале 2016 года. Работы, которые были приурочены к предстоящему чемпионату мира по футболу-2018, изменили его визуально: жёлтую, зелёную и синюю плитки между панно поменяли на серую, которая, к тому же, имеет другой размер. Сами панно обрамили коричневыми рамками, а по углам перехода сделали ярко-жёлтую навигацию. В итоге серия мозаик, рассказывающая о постепенном взрослении советских детей от роддома до выпускного бала, стала восприниматься не цельно, а каждая по отдельности. Ситуация побудила возмущённых общественников не допустить повторения такого в других переходах.

В 2017 году, благодаря усилиям активистов движения «Городской патруль», необходимый статус получил переход, находящийся в районе Центрального рынка, а спустя год – «подземка» на пересечении проспекта Кировского и улицы Большой Садовой. В 2020 году настал черёд двух самых «проходимых» и молодых сооружений – под проспектами Ворошиловским и Будённовским.

Теперь при ремонте переходов мозаичные панно запрещено менять, их можно будет только реставрировать. Нельзя будет и изменить визуальный облик перехода, как это уже было сделано в объекте под проспектом Ворошиловским. Но для проведения реставрационных работ потребуется другой уровень финансирования.

Когда откроют мозаики?

В середине 1990-х годов в подземных переходах, которые теперь признаны объектами культурного наследия, появились ларьки. Часть из них при этом закрыла мозаики. «Отступать» торговые точки начали лишь в июне 2019 года: тогда в переходе, который находится на пересечении улицы Московской и проспекта Будённовского, по поручению первого заместителя донского губернатора Игоря Гуськова были демонтированы 17 из 69 павильонов. Картина будущей застройки правого берега донской столицы, а также животных, обитающих на донской земле, предстала перед пешеходами вновь спустя четверть века. Но вместе с этим стало известно, что в нескольких местах на стенах обнаружены течи, а сами панно нуждаются в реставрации: некоторые фрагменты пострадали от установки торговых павильонов, а где-то отвалились от стены целые куски плитки.

   
   

В ноябре 2019 года были полностью убраны ларьки из перехода, который находится на пересечении проспекта Кировского и улицы Большой Садовой. Взору проходящих людей открылся фантастический сюжет – высадка советских космонавтов на спутник Юпитера Ганимед. Кстати, при создании эскиза вместе с астрономами Юрий Лабинцев по карте звёздного неба выяснял, как выглядели бы оттуда созвездия.

Как рассказала «АиФ-Ростов» председатель общественного движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян, согласно договорённостям с чиновниками торговые павильоны из переходов будут убирать не сразу, а поэтапно. 

«В городской администрации нам пообещали, что до конца 2020 года уберут ларьки, закрывающие панно «Военный поход Петра I на Азов» в переходе на пересечении проспекта Будённовского и улицы Большой Садовой», – отметила Елена Хатламаджиян.

В администрации Ростова-на-Дону в марте 2020 года подчеркнули, что ни один из подземных переходов не находится в аварийном состоянии и не представляет опасности для людей, которые им пользуются. Однако это не отменяет необходимости ремонта сооружений.

«Как нас заверили в правительстве Ростовской области, средства на ремонт перехода на пересечении улицы Московской и проспекта Будённовского, который первым получил статус объекта культурного значения регионального значения, есть. Мы будем писать письмо по поводу выделения финансов. Если это произойдёт, работы пройдут уже в 2021 году, – сказала Елена Хатламаджиян. При этом она подчеркнула, что о ремонте остальных подземных переходов речи пока, к сожалению, не идёт».

Как отметили власти Ростова, завершается разработка проекта реставрации подземного перехода у Центрального рынка. В 2020 году планируется провести обследование перехода на пересечении проспекта Кировского и улицы Большой Садовой. По его результатам в администрации обещают рассмотреть вопрос о необходимости разработки проектно-сметной документации на реставрацию объекта. Когда все скрытые на сегодняшний день мозаики снова предстанут взору обывателей, неизвестно.

Какие сюжеты есть на мозаиках

Переход на пересечении улицы Московской и проспекта Будённовского (район Центрального рынка): левый и правый берег Ростова-на-Дону, сюжеты из рассказов Михаила Шолохова, уборка урожая, отдых на Дону, представители фауны донского региона.

Переход на пересечении улицы Большой Садовой и проспекта Будённовского: панно, посвящённое освобождению Ростова-на-Дону от немецко-фашист­ских захватчиков и бой батареи лейтенанта Сергея Оганова. Пока что скрыта торговыми павильонами мозаика, посвящённая азовскому походу Петра I.

Переход на пересечении улицы Большой Садовой и проспекта Ворошиловского: серия панно, посвящённая этапам детства: роддом, детский сад, линейка в школе, зимние игры на свежем воздухе, выпускной и вступление во взрослую жизнь. Пока что скрыта торговыми павильонами мозаика, посвящённая детскому летнему отдыху. Также в переходе серия панно посвящена различным рабочим профессиям, которые были востребованы в СССР.

Переход на пересечении улицы Большой Садовой и переулка Кировского: панно, посвящённые освоению космоса и выходу в открытый космос.