Слоновья услуга. Европа может перестать сотрудничать с зоопарками из России

Трёхлетнюю слониху Эколь отправили из ростовского зоопарка в московский цирк. Это решение вызвало непонимание у общественности, а Европейская и Всемирная ассоциации зоопарков и аквариумов признали передачу актом жестокости и непрофессионализма. Что не так с передачей животного и реально ли было его оставить?

   
   

Долгожданные великаны

В 2000-е годы в Ростове только и говорили о необходимости появления в зоопарке слона. Проблема была в слоновнике – деньги на его строительство перечисляли неравнодушные жители и коммерческие структуры. Общими усилиями сооружение удалось построить к 2010 году. Тогда же берлинский зоопарк бесплатно передал в новый слоновник трёх особей. Вскоре слониха Синта родила Ситару, а одного из самцов отдали в другой зоопарк.

«Беременность слонов протекает в течение двух лет, то есть зачатие произошло в четыре года», - рассказал директор ростовского зоопарка Александр Жадобин на пресс-конференции. 

В 2017 году Синта родила ещё одного ребёнка. Имя для слонёнка выбирали всем городом и, поскольку тот год был посвящён экологии, животное назвали Эколь. Три года спустя, в июне 2020 года,  Эколь передали в «Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского», гендиректором которого является Эдгард Запашный. По словам известного дрессировщика, до этого он регулярно летал в Ростов, чтобы перенять опыт содержания. 

Была ли необходимость?

По словам директора ростовского зоопарка Александра Жадобина, слоновник не сможет вместить четырёх особей, кроме того, не было гарантии безопасности самого животного – сотрудники зоопарка боялись, что отец Эколь будет посягать не только на маму, но и на дочь. Впрочем, старшая сестра Эколь - девятилетняя Ситара, жила и продолжает жить в зоопарке. Как сказал Александр Жадобин, это связано с тем, что она не является родственницей самца Юмы - у них с Эколь разные отцы.

«Мы обращались во все зоопарки СНГ, мест для передачи не было. В Алма-Ату слон был нужен, но у них все возрастные, Эколь их не заинтересовала», - сказал директор зоопарка.

Александр Жадобин показал «АиФ-Ростов» письмо из алмаатинского зоопарка о том, что условия содержания там не позволяют принять ещё одну особь, а «расширение площади» будет лишь в 2021 году.

   
   

К нам обращались многие цирки, чтобы мы отдали слонёнка. Мы общались с зоологами, выбирали, куда лучше передать. В итоге выбрали цирк Запашных. Он стационарный, самый большой в Европе, и соответствует всем требованиям содержания животных. Решение о передаче было трудное, но взвешенное и необходимое», - добавил Александр Жадобин.

По его словам, в 2019 году стороны договорились об обмене: вместо слонихи зоопарк получил шимпанзе и денежные средства.

В итоге Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов (EAZA), а также жители донской столицы раскритиковали решение о передаче слонихи в цирк.

«Учитывая характер этого нарушения наших стандартов, повлекшего за собой угрозу благосостояния слона, EAZA задастся вопросом, понимает ли руководство зоопарка всю серьезность этого преступления, и действительно ли он готов стать современным развитым зоопарком», - указано в сообщении ассоциации.

Ростовский зоопарк планировал вступить в ассоциацию. Весной учреждение утверждало, что «членство в ЕАZA очень престижно и означает, что зоопарк соответствует высоким международным стандартам, развивается в соответствии с последними тенденциями в сфере содержания редких и ценных видов животных и экологического просвещения».

Оправдываться за передачу животного в Ростов прилетел сам Эдгар Запашный. По его словам, цирк является госструкутрой, его постоянно проверяют на содержание животных:

«Если мы вернем слонёнка - мы только создадим проблемы и ей, и самому зоопарку. Этот вопрос надо закрывать», - сказал дрессировщик. По его словам, жестоко обращаться со слонихой не будут: «причинять боль животному, которое весит тонну, чревато».

Однако, судя по комментариям в социальных сетях, у жителей Ростова всё равно осталось ощущение, что большое млекопитающее отдали в рабство.

«В зоопарке хотя бы она жила своей жизнью - спала, ела, гуляла. С родителями была. А сейчас в цирке её будут бить и держать взаперти. Кошмар», - написала в сообществе «Ростов-Главный» Рита Липницкая.

«Я против пополнения цирков новыми рабами! Тем более малыша из зоопарка», - оставила комментарий под инициативой на «Активном ростовчанине» Любовь Брагина.

«Рожденный малыш в зоопарке - показатель надлежащего ухода и прекрасных условий, а в цирке он будет несчастен в пожизненном рабстве, в цепях и под ударами трости или хлыста», - считает Ольга Дордий.

Комментарий

Алексей Ермаков, профессор, доктор биологических наук, декан факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина» ДГТУ:

«Ростовский зоопарк в этом году приняли кандидатом в члены европейской ассоциации EAZA. Такие зоопарки должны соответствовать очень высоким требованиям, которые касаются благополучия животных. В первую очередь запрещена их продажа.

В России в EAZA входит только зоопарк в Москве, ещё один кандидат – Казань. Ростовский зоопарк много лет пытался вступить в эту ассоциацию, но не соответствовал требованиям из-за маленьких клеток, отсутствия тренингов и т.п.

Членство в EAZA дало бы возможность обмена коллекциями с зоопарками Европы, получения редких видов. Мы были в полушаге от вступления, но не сомневаюсь, что теперь зоопарк исключат из кандидатов. Реакция EAZA на выходку ростовского зоопарка была очень жёсткой, это может закрыть двери в ассоциацию всех зоопарков России, поскольку европейцы расценивают это как низкий уровень культуры в стране.

Единственная ассоциация зоопарков, в которой сейчас состоит ростовский – это EARAZA для бывших стран соцлагеря. В ней внедряют требования EAZA, поэтому тоже примут санкции.

Неверно и то, что Алта-Атинский зоопарк не готов был принять слона: они хотели поменять его на двух жирафов. Сам слоновник в Ростове современный и рассчитан на трёх слоних и одного слона. Не было оснований отдавать Эколь. Но если содержать её нельзя, возникает вопрос: зачем делали случку слонов? Тогда отдавать нужно самца, он может жить дистанционно. Слонёнка до 10 лет без матери отдавать нельзя, поскольку до пяти лет он абсолютно зависим от неё».