Ремонт за чужой счёт. Как заставить дорожников отвечать за ямы

Бумажное море

Машины попадают в ямы, выбоины, открытые канализационные люки, на них падают деревья, строительные конструкции и рекламные щиты. Однако в Ростовской области с каждым годом уменьшается количество автомобилистов, обратившихся в суд, чтобы взыскать деньги за причинённый ущерб. Люди всё меньше верят в справедливость судебной системы. И это небезосновательно.

   
   

Например, в Ростове раньше можно было подать иск в суд того района, где произошло дорожно-транспортное происшествие.

Но в 2015 году отменили районные управления автомобильных дорог, единственным ответчиком стал «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения МУ», который находится на ул. Б. Садовой, 101.

Но вот фактический и юридический адрес разные, поэтому часто люди подают иск в Кировский районный суд (по месту фактического нахождения департамента), а юридический адрес - в Ленин­ском районе. Дальше начинается долгая и непонятная бумажная путаница - на этом этапе многие пострадавшие автомобилисты отчаивались и забирали иски.

«Даже в случае удачного исхода дела возникает ещё проблема: в послед­нее время крупные организации, ответственные за дорожное полотно, стали заключать договоры, по которым вся ответственность переходит к субподрядчику, - рассказывает ростовский автоюрист Давид Арутюнян. - И к моменту рассмотрения дела по существу эти субподрядчики обычно являются банкротами. Вы получаете исполнительный лист, по которому фактически ничего нельзя взыскать.

Необходима законодательная инициатива, согласно которой ответственность перед третьими лицами (в нашем случае перед пострадавшими в ДТП) должна возмещаться заказчиком работ, а не исполнителем. Но пока это мечты...»

Заплатите за яму

А между тем, в законодательстве чётко прописаны ГОСТы, предельные размеры отдельных просадок, выбоин - нарушение этих норм и даёт право автолюбителю обратиться в суд. Отсудить у дорожников деньги хоть и трудно, но вполне реально!

   
   

«Я стоял в пробке на ул. Тургеневской и внезапно огромное дерево упало на мою машину, рассказывает ростовчанин Олег Вялый. - К счастью, вокруг бы­ло много людей, они помогли мне быстро выбраться из авто и спасли жизнь, поскольку крыша продолжала прогибаться под тяжестью ствола. Автомобиль искорёжен, я пострадал.

Потом выяснилось, что жители соседнего дома постоянно писали жалобы в администрацию Ленинского района с просьбами спилить старое дерево. Однако чиновники продолжали бездействовать. Я подал в суд, иск удовлетворили, в итоге я получил 120000 рублей».

Важно разобраться, кому принадлежит яма, люк, дерево или колодец и чьи инженерные сети (водоснабжения, газа, электричества или услуг телефонии) находятся под местом, где имеется яма или выбоина.

Так, например, житель Таганрога в дождливую погоду разбил авто Mazda-3, попав в залитую водой яму на проезжей части.

Он подал иск о возмещении ущерба на МКУ «Благоустройство», ООО «АДСК», ООО «СоюзДонСтрой» и администрацию Таганрога. Одни проводили инженерные коммуникации, другие должны были восстановить дорогу, третьи являлись заказчиком работ, а кто-то давал разрешение на работы.

В итоге суд постановил взыскать в пользу автолюбителя 180000 рублей на ремонт железного коня. Так что, шанс проучить нерадивых дорожников есть. Может быть, массовые судебные иски заставят дорожников следить за вверенными им километрами более ответственно, чем сейчас.

Справка
Ямы не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см. Разрушенные решётки дождеприемников должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками.