В западне. Донской моряк вернулся из украинского плена

Василий с любимой женой, которая добивалась возвращения мужа. © / Фото из личного архива Кандаловых / АиФ

Неделю назад, 18 октября, в столицу прибыл военный борт с россиянами, которые восемь месяцев не могли попасть на родную землю. Обмен пленных происходил с украинской стороной в формате «110 на 110». В Киев отправились 108 женщин (две отказались возвращаться и остались в России). В Москву, помимо военнослужащих, вернули 72 гражданских моряка, которые застряли в городе Измаил на Дунае за месяц до начала спецоперации.

   
   

Среди освобожденных оказался и житель Ростовской области, за судьбой которого rostov.aif.ru следил всё это время.  

Запертые на корабле

О том, что житель Батайска Василий Кандалов застрял под Одессой, стало известно благодаря его жене Марии, которая стала стучаться во все двери. Женщина опубликовала в открытом доступе петицию с просьбой освободить ее мужа и его коллег из плена, в котором они официально не находились. В январе десяток российских сухогрузов встали на ремонт в Измаиле. Несмотря на то, что ситуация между странами уже была напряженной и проблемы у гражданских моряков в украинских водах то и дело случались, московская судоходная компания, с которой у Василия был заключён контракт, по всей видимости, решила сэкономить на техобслуживании.

Как рассказала rostov.aif.ru Мария Кандалова, моряки сомневались в необходимости долгой остановки под Одессой, но тогда руководство успокоило людей. Всё изменилось 24 февраля. На борт российских судов поднялись вооружённые украинские пограничники и запретили всем покидать корабли. И хотя грузы опасными считаться не могли – перевозили, в основном, зерно, семечку, кукурузу. Запертых людей ежедневно пересчитывали. При этом официально моряков не внесли в списки пленных, из-за чего их невозможно было обменять. Также их не объявляли заложниками, но при этом вернуться домой они не могли.

«К счастью, Вася ещё в январе успел купить украинскую sim-карту, поэтому был практически ежедневно на связи. У него периодически забирали телефон на проверку, но всё время возвращали, и мы почти каждый день созванивались. Но так повезло далеко не всем: кто-то был без связи. Из-за того, что люди круглосуточно были заперты, и ситуация совершенно никак не прояснялась, у многих из-за стресса обострились хронические болячки», — вспоминает Мария.

Кандаловы Фото: Из личного архивa/ Мария Кандалова

Обмен срывался дважды

Впервые о том, что около 80 человек оказались в западне, заговорили после того, как на одном из сухогрузов умер 64-летний суперинтендант Юрий Редько. Мужчина уходил в рейс после полного медосмотра и был здоров, но за месяцы плена организм не выдержал стресса. У него начались проблемы с кишечником, печенью и поджелудочной. У Редько остались жена, двое детей и пожилой отец.

Тогда тревогу забила уполномоченная по правам человека РФ Татьяна Москалькова, пытаясь решить вопрос с доставкой тела в Россию. Из-за жары – мужчина умер в конце августа - и неясных сроков с транспортировкой дети моряка приняли решение кремировать его на Украине.

Всё это ещё больше напугало людей. Не все выдерживали такую неопределённость. Мария рассказала о несчастном 21-летнем моряке, у которого начались панические атаки и галлюцинации. Он пытался ночью бежать, даже не обувшись. Его, совершенно обезумевшего, задержал городской патруль и вернул на судно. Молодого человека пришлось запереть в каюте. В это время его мама, ожидающая сына в России, сходила с ума уже от переживаний.

Моряки, понимающие, что так долго продолжаться не может, даже записали видеообращение к Президенту Владимиру Путину, умоляя поспособствовать их возвращению домой.

   
   

И хотя у инициаторов обращения забрали телефоны, дело сдвинулось с места. Родственники моряков получили официальный ответ, что имена пленников есть в списках на возможный обмен. По данным телеканала RT, как минимум дважды их пытались вывезти, но каждый раз обмены срывались. Однажды автобусы с людьми развернули через 200 километров, сославшись на бои на линии соприкосновения.

Хорошие новости

И вот в октябре прозвучала долгожданная новость. Исполняющий обязанности главы Донецкой народной республики Денис Пушилин сообщил, что российская и украинская стороны осуществили обмен по формуле 110 на 110. Все моряки, заблокированные под Одессой, наконец-то вернулись домой.

«Когда муж позвонил и сказал, что их, возможно, в ближайшее время обменяют, я в первую очередь испытала не радость, а страх, что всё может сорваться. Боялась радоваться до последнего. К тому же их заставили отключить телефоны, и больше суток ничего не было известно. Журналисты уже начали звонить мне и спрашивать, есть ли Вася в списке возвращающихся, а мне страшно было это комментировать, чтобы не спугнуть удачу. И пока он не приземлился на самолёте в Москве и не позвонил уже оттуда, я не могла найти себе места. Какое-то время они все ещё оставались в столице, с ними работали специалисты, многие нуждались в психологической помощи, поэтому в Ростов он также отправился не сразу. Зато когда приехал, мы его тут встречали целой толпой – и я с детьми, и кумовья, и друзья», — улыбается Мария.

Долгожданное воссоединение Фото: Из личного архива/ Мария Кандалова

По словам женщины, праздник устраивать не стали, так как Василий всё ещё не пришёл в себя. Ему хотелось просто побыть дома, с женой и двумя сыновьями. Спустя пару дней вся семья отправилась в Тацинский район – навестить маму моряка, которая ежедневно молилась о возвращении сына.

«Все эти дни муж просто отсыпается. Хотим все вместе рвануть к морю, чтобы отдохнуть, перезагрузиться и набраться сил. Все очень устали от долгих месяцев ожиданий», — признаётся супруга освобождённого моряка. 

Несмотря на случившееся, Василий завязывать со своей работой не собирается. Моряком он стал по велению души, поэтому бросать любимое дело не будет. Так что силы и терпение понадобятся не только ему, но и тем, кто ждал его всё это время на берегу.