Про папаху и культуру. Кому нужны казачьи сувениры в Ростове

Мариам Папахчян / АиФ

Когда мы едем в путешествие, стараемся привезти с собой вещественные напоминания о впечатлениях. Поэтому сувенирные лавки всегда пользуются спросом. В Ростове поиск сувенира для гостей часто превращается в квест. «Где купить папаху? Где найти нагайку? А куклы-казачки где продаются?» - такими вопросами пестрят соцсети. Кроме ярмарки в Старочеркасской особо известных сувенирных лавок нет.

   
   

Но прямо в центре Ростова есть специальный магазин. Причём, его владелец озабочен, скорее, желанием сохранить казачьи традиции, нежели развитием бизнеса. Есть вещи важнее денег, считает владелец Cossack Republic Александр Боровлев.

Прошлое на витрине

Эта «Казачья республика» больше похожа на маленький музей, чем на магазин. Здесь и национальная одежда, и архивные фотографии, и папахи с платками, и сувениры. Даже встречающая здесь гостей Наталья Курбакова – казачка, она умеет держать в руках шашку, знает традиции и обычаи, может рассказать посетителям увлекательную историю каждой вещи.
Вдохновитель проекта – 32-летний Александр Боровлев. Он так и говорит, что по национальности казак, родом из станицы Белокалитвинской, предки его все оттуда. Однажды, не найдя в Ростове этнических казачьих магазинов, решил открыть его сам.

«Я был в Дагестане, в кавказских республиках, и там на каждом углу такие магазины, а у нас в городе – нет. В первую очередь, я это сделал для себя», - объясняет дончанин.

Гостей в магазине встречает Наталья Курбакова. Фото: АиФ/ Мариам Папахчян

Началось всё с пошива национальной одежды, точнее, головных уборов. Для Александра было важно, чтобы его работы выглядели достойно и были исторически достоверными. Поэтому на первых порах казак это непростое дело не смог никому доверить и шил всё сам. Хотя по образованию он медик, кроить и держать в руках иголку его научила бабушка – тоже, разумеется, донская казачка. А когда ростовчане и гости города заинтересовались детищем Александра и начали активно делать заказы, он решил – пора открывать магазин.

«Я не хотел входить со своими товарами в чужой бизнес, отдавать на распространение. Мне нужен был именно свой магазин, чтобы ни от кого не зависеть, установить доступную ценовую политику, и чтобы элементы казачьей культуры были представлены максимально достоверно, без лубочной мишуры, которой её украшают для яркости», - делится Боровлев.

Эту идею он смог реализовать в полной мере. Магазин открылся в 2016 году, и всё это время успешно работает.

   
   

Когда Александр искал сотрудника в магазин, то не думал о том, что здесь должен работать именно представитель донского казачества. Но было важно, чтобы человек разбирался в культуре, традициях, понимал, что за вещи он продаёт. И тогда Боровлев вспомнил о своей знакомой Наталье Курбаковой, увлечённой историей казачества. Он предложил ей поработать у себя. Думала женщина долго, но в итоге рискнула – бросила свою старую работу и устроилась в магазин.

«И я об этом ни разу не пожалела», - смеётся Наталья.

Немецкий сюжет и восточный кафтан

В Cossack Republic часто захаживают туристы, а однажды сюжет о необычном магазине снял даже корреспондент из Германии, который признался, что очень интересуется казачьей культурой. Приезжали сюда и японцы, и мексиканцы, и арабы, и американцы. Как правило, все сразу сообщают, что хотели бы приобрести папаху. Это самая популярная позиция в магазине. Кстати, во многих странах, оказывается, в школе преподают историю казаков.

Но в связи с политической обстановкой в мире наплыв иностранных туристов иссяк.
«Сейчас даже местные по России стали меньше путешествовать», - вздыхает Боровлев. 
Это, конечно, не идёт на пользу бизнесу, учитывая, что во время пандемии, как и многим другим донским предпринимателям, Александру пришлось временно закрыть двери магазина. Но покупатели всё равно находили Боровлева, с особо настойчивыми приходилось встречаться вне магазина, чтобы передать товар – с соблюдением всех правил эпидемиологической безопасности, разумеется. Но не всегда было, что передавать – во время осложнения ситуации какое-то время передвижение было ограничено, соответственно выехать из города, чтобы закупить какой-то материал, было невозможно. 
Ну, а сейчас, говорит Александр, в связи ситуацией в стране у людей стало меньше возможностей покупать сувенирную продукцию.

«В продажах спад, потому что цены на всё сильно взлетели. Люди стараются тратить деньги на товары первой необходимости, а на остальном по возможности экономить. Конечно, покупатели у нас есть, но уже не в том объёме, в котором были до событий последних месяцев. И это не только наша проблема, я общаюсь с предпринимателями, работающими в строительном, продуктовом бизнесе. У всех сейчас спад», - отметил Боровлев.

Но торговая точка ориентирована далеко не только на случайного покупателя. Постоянных тоже немало, потому что специалистов в этой области в регионе, как ни странно, всё-таки дефицит. Нередко обращаются к Боровлеву казачьи и кавказские коллективы. Просят сшить для них стилизованные вещи для этнических мероприятий.
Бывают и необычные заказы. Например, реконструкторы могут попросить повторить какой-нибудь старинный, необычный костюм. Однажды к Александру обратились азербайджанцы, которые попросили сшить восточный кафтан. 
Ещё одна возможность и заработать, и приобщить народ к казачьей культуре – участие в различных мероприятиях казачьей направленности.

Туристы, заглядывающие в магазин, чаще всего хотят купить папаху. Фото: АиФ/ Мариам Папахчян

«Мы часто ездим на шермиции и другие мероприятия по теме. Иногда даже победы привозим. Например, ко Дню Победы, 9 мая, в Ростовской области проходил парад национальных костюмов. Мы, конечно, участвовали, и даже стали победителями проводившегося там конкурса», - рассказывает донской казак.

Уважение к своей земле

Во время выставок, которые Боровлев тоже старается не пропускать, он сталкивается с разной реакцией жителей Ростовской области. Одним всё интересно, они подходят, задают вопросы, рассматривают. И уходят с интересом к казачеству, которое непременно будут удовлетворять, уверен Александр. Но есть, к сожалению, и те, кто относится к другим национальностям и культурам с негативом.

«Я считаю, что каждый народ должен стараться сохранить свои культуру и традиции. Без прошлого нет будущего. Если посмотреть в исторической ретроспективе, то сильнее других тот народ, который смог сберечь культуру и родоплеменные связи. Причём, всё это начинается с малого. Вот я часто вижу, как ростовчане идут по городским улицам и бросают мусор мимо урны. Иногда останавливаюсь и спрашиваю: «Друг, ты уважаешь землю, на которой живёшь?» А ведь люди просто не задумываются, что такими поступками они плюют на свою культуру. Необходимо сохранить бережное отношение к земле, семье и народу. Нет плохих национальностей, более того, мы все чем-то похожи друг на друга. По всей России у разных народов сходные традиции, творчество, элементы одежды. Везде ценится уважение к старшим, соблюдаются моральные законы. Если это всё не только восстановить, но и донести до подрастающего поколения, уверен, тогда общество будет благоразумнее и счастливее», - считает дончанин.

Он вспоминает о своих предках-казаках, чья культура была практически уничтожена в советское время. Родные Александра пострадали от репрессии, поэтому теперь для него важно сохранить казачью культуру и передать её потомкам.

«Мой прадед был против советской власти, потому что у казаков тогда отнимали земли. Его расстреляли. Но память, традиции убить нельзя», - говорит Боровлев.

Александр Боровлев изначально сам шил традиционные костюмы. Фото: Из личного архива/ Александр Боровлев

Он напоминает, что у казаков извека были и свои уникальные праздники, и Александр всегда старается с мамой и друзьями их отметить. Например, День казачки, православные праздники, День защитника казачьего присуда, когда казаки смогли выстоять против Османской империи, православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он тоже традиционный для донских казаков.

У самого Александра детей пока нет, но он надеется, что когда они появятся, важным элементом воспитания станет погружение в казачью культуру. Он уверен, только если ты сам любишь и знаешь историю своей малой родины, понимаешь саму суть казачества, если своим примером демонстрируешь положительный образ донского казака, то подрастающее поколение обязательно будет гордиться донским краем и делать его лучше и лучше.

Кстати

Недавно в отставку ушёл атаман Всевеликого войска Донского Виталий Бобыльченко. Он написал заявление по собственному желанию. Бобыльченко был на этой должности с 2019 года. И. о. атамана стал глава Аксайского района Сергей Бодряков.