По вековой брусчатке. Экскурсию на заброшенную мельницу проводят в Ростове

Юлия Морозова / АиФ-Ростов

С этой улицы больше ста лет назад выезжали первые автомобили, собранные совместно с General Motors. Она же была вполне официальной границей между двумя городами. здесь проходили танки дивизии «викинг», а позже — первые комбайны. но самый интересный объект в конце 29-й линии — это огромное здание старинной мельницы, издалека похожее на таинственный замок. Что скрывается за закрытыми воротами заброшенного объекта, выяснял «АиФ-Ростов».

   
   

Непростое место

«АиФ-Ростов» несколько номеров назад уже публиковал интервью с руководителем клуба познавательного туризма «Танаис» Сергеем Скориковым. Он рассказывал об экскурсиях на заброшенные промышленные объекты: заводы и фабрики. Об одной из них мы расскажем, поскольку приняли в ней участие. Речь пойдёт о путешествии на заброшенную мельницу с элеваторами и Ростовский мукомольный завод №2 (РОМУЗ).

В эту субботу группа из 15 человек встретилась у понтонного моста через Дон, на 29-й Линии. Запись на экскурсию шла в течение недели. Количество людей в каждой такой «вылазке» ограничено. Важно, чтобы все участники группы хорошо слышали рассказ экскурсовода и не создавали толчею в узких коридорах и на лестницах ветхих строений.

Сразу на территорию мельницы мы не пошли. Сергей сказал: «Давайте оглядимся. Само место здесь уникальное. Слева — новый многоэтажный микрорайон, как я его называю, «человейник». Раньше на этом месте была кузня, делали сельскохозяйственные плуги, брички и технику для полей. Потом здесь ещё до революции с помощью General Motors были выпущены первые 20 автомобилей. Намечалась сборка их в большом количестве. И если бы к власти не пришли большевики, здесь, скорее всего, заработал бы мощный автозавод. В 1923 году завод стал носить название «Красный Аксай», а в 1929 году из его ворот выехал первый русский комбайн «Колхоз».

Во время ВОВ здесь наладили выпуск военной продукции, а после победы на конвейерах вновь стали собирать сельскохозяйственную технику. Второе дыхание завод получил в 1992 году. Тогда здесь начали производить автомобили Daewoo, «Донинвест-Кондор» и микроавтобус Hyundai, но потом что-то пошло не так, и завод объявили банкротом в 2011 году. Мне жаль, что имея массу помещений, нынешние застройщики не создали хотя бы маленький музей, повествующий об истории этого места. Фотографии, какие-либо предметы было возможно достать и сохранить ещё пару лет назад, когда старые корпуса не были снесены. Теперь всё безвозвратно утеряно».

Здешнее место можно также назвать колыбелью многих предприятий. В подтверждение своих слов Сергей показывает карту 1915 года: кружочками на ней отмечены заводы и фабрики. Они, как бусы, опоясывают весь берег Дона: маслобойный завод, мыловаренный, жирокомбинат, керосиновые склады Нобеля.

Славно это место и тем, что во время первого освобождения Ростова (ВОВ) здесь происходили самые тяжёлые бои. По рукам пустили фото: та же мельница и 29-я линия, круто спускающаяся к Дону, а на ней немецкие танки дивизии «Викинг», которые идут на Зелёный остров. Теперь, сравнивая старое фото и современное здание мельницы, видно, что вверху не хватает многих архитектурных элементов, когда-то сюда попал снаряд. Оборонял Зелёный остров и прикрывал отступление наших войск 230-й полк НКВД. Мост взорвать не успели, и немецкие танки ворвались на остров. Но начала обстрел наша тяжёлая артиллерия. Вот тут-то экипажи девизии «Викинг» поняли, что сейчас попадут в ловушку: мост красноармейцы разбомбят, и вернуться они не смогут. Танки спешно ретировались. Но одна машина всё же утонула вместе с мостом. А враг был отброшен. Сейчас памятник погибшим защитникам города установлен на Зелёном острове.

   
   

Вода вместо муки

Ворота скрипнули, и мы оказались на территории мельницы. Но тут нас ждал сюрприз. На большом столе были разложены образцы вооружения и экипировки красноармейцев и солдат вермахта. Все это продемонстрировали поисковики-реконструкторы (общественная организация — клуб военно-исто­рической реконструкции «Донской рубеж»), оба одетые в форму инженерных войск времён начала Великой Отечественной войны (образца 1935 года). Оружие можно было трогать, особенно это понравилось мужчинам, которые забросали поисковиков вопросами.

Чуть позже наш экскурсовод вновь вернул нас к теме мельницы, построенной в 1883 году. Позже её собственником стал Парамонов. «Вообще в Ростове было порядка 40 мельниц. Первые большие деньги пришли именно к зерновым королям. Здесь два элеватора (один дореволюционной постройки, второй более современный, 60-70-х годов) и мукомольный завод. Эти элеваторы производственные, они хранят зерно для того, чтобы здесь же производить из него продукцию. Башня, которую вы видите, называется «рабочая». В ней происходила транспортировка зерна, просушка, взвешивание. Рядом — силосные бункеры, предназначеные для хранения. Вверху шли транспортёры. Здесь была своя пристань, на территорию предприятия входят железная и автомобильные дороги. Кое-где ещё сохранилось некоторое оборудование.

Мельницы и объекты, связанные с производством зерна, крайне взрывоопасны. На этой мельнице в 1903 году был взрыв и пожар, но никто не пострадал. В советские годы из одного цеха по воздуху, по летающей в нём пыли огонь прошёл в соседний цех, чуть было не произошла трагедия. Самый страшный взрыв был на мельнице, которая находилась в центре Ростова. От взрыва мучной пыли погибли почти 100 человек. Списали всё на диверсантов (в 30-е годы это было нормальной практикой), а погибших специально хоронили на разных кладбищах, чтобы никто не понял истинный размах трагедии», — продолжает рассказывать Сергей Скориков.

Пройти далеко внутрь башни и силосных бункеров у нас не получилось из-за соображений безопасности. Лестницы могут обрушиться. Но кое-что мы увидели. Подвалы затоплены водой, кое-где ржавые обломки каких-то машин и оборудования. В башне свистит ветер, все многочисленные окна выбиты. Откуда-то выскочила испуганная крыса. Новые собственники планируют кое-что снести, а некоторые помещения оставить и со временем в них разместить ресторан и гостиницу. Пока, глядя на почти апокалипсическую картину окружающей территории, это сложно представить. Хотя вокруг живописно: широкий Дон, Зелёный остров, улочки со старинными домами.

Картинка из прошлого

Мы вновь вышли на 29-ю Линию, вход в Ростовский мукомольный завод чуть дальше по улице. Зерно подавалось по специальным транспортёрам с соседнего элеватора на мукомольное предприятие. По сути это единый производственный комплекс. Уютный дворик, заросли самшита, старинные мельничные жернова. На одном из подоконников россыпь прямоугольных картонок — постоянные пропуска на объект. По территории петляет дорога, вымощенная камнем, ей больше ста лет, когда-то по ней скрипели нагруженные зерном телеги. Зданий несколько — одно из них дореволюционной постройки.

Административный корпус — более современный. Здесь был и зал для общих собраний, и просторная столовая. Стены в ней обшиты до сих пор не кафельной, а резной деревянной плиткой. Заходим в одно из помещений. На некоторых этажах сохранилось кое-какое оборудование: силосные блоки, части транспортёров. Между этажами — небольшие комнаты со шкафчиками для личных вещей. Стены — в струпьях краски. Кто-то из группы сказал: «Как жаль, такое производство погибло».