Остановить уничтожение города. Жители Ростова напомнили властям о любви

Каждые десять минут 14 февраля от Ростовской консерватории отходили бесплатные экскурсии © / Светлана Ломакина / АиФ

14 февраля для Ростова двойной праздник: в 1943-м году город второй раз освободили от немецких оккупантов, ну, и День влюбленных. Общественники и активисты решили воспользоваться случаем и опубликовали обращение к властям донской столицы с призывом остановить уничтожение города и приступить к решению главных проблем. Манифест выложен на сайте change.org. За сутки под ним подписались больше 500 человек.

   
   

День любви к Ростову

В поддержку обращения к властям гиды во главе с координатором проекта Алексеем Павловским пригласили горожан на бесплатные публичные прогулки с рассказом об истории послевоенного восстановления Ростова. И здесь же собирали живые подписи в поддержку манифеста.  

Главное удивление этого дня – количество горожан, которые пришли поддержать инициативу общественников. Несмотря на вечер понедельника, площадь была забита – люди приходили семьями, дворами и даже профессиональными коллективами.

В первой экскурсионной группе собрались больше пятидесяти человек,  по дороге к ним ещё и ещё присоединялись люди. Со стороны казалось, что в Ростове проходит очередной чемпионат или фестиваль. В группах было много молодёжи: студенты, работающие молодые люди, редко бабушки и дедушки,  то есть, собралась активная аудитория соцсетей.

Женщин немного больше, чем мужчин, причём большинство не подавляющее, а с разницей всего в десять процентов. Многие выбегали на минутку с работы, подписывали обращение к властям и бежали назад.

– Мы такое видим впервые, — с гордостью поделилась архитектор Ольга Головина. – И люди делятся наболевшим: переживают за свои дворы, памятники архитектуры и даже просто места детства.

Перед стартом каждой новой группы координатор проекта Алексей Павловский рассказывал ростовчанам, зачем мы тут сегодня собрались, и каждый раз в ответ на его слова группа одобрительно шумела. Кто-то даже предлагал организовать 14 февраля третий официальный праздник – День любви к родному городу. И в этот праздник не только обращать внимание властей на больные мозоли, но и требовать отчётности за проделанную за год работу.    
   

Город с другой стороны

Впрочем, пока это разговоры. А из реального были бесплатные экскурсии. Группы отправлялись каждые 10 минут. Собирались в среднем человек по 30-40. Три гида, три захода. И народ собирался и собирался.

Я попала к Анне Пивоваровой и город, в котором жила и любила четверть века, вдруг открылся совсем с другой стороны. К примеру, сто раз проходя по Большой Садовой в сторону вокзала я почему-то не знала, что напротив Дома книги в 1942 году было место сбора ростовских евреев. Они шли сюда с вещами и драгоценностями, шли потому что поверили фашистской листовке «Воззвание еврейскому населению Ростова-на-Дону». В ней гитлеровцы обещали перевезти евреев в такое место, где те будут ограждены от враждебных актов. Ключи от квартир нужно было сдать, с собой, в новую жизнь, разрешалось взять только ценные вещи. Потом, когда они поймут, что их ведут на расстрел, они будут выбрасывать эти ценные вещи на дорогу. Вели их, конечно, в Змиевскую балку: взрослых расстреливали, а детям мазали губы экспериментальным ядом, многие погибли в душегубках.

Всего в Змиевской балке остались 27 тысяч человек – евреи, армяне, цыгане, ассирийцы, коммунисты. И теперь каждый раз, проходя мимо точки сбора жертв холокоста, я буду об этом вспоминать.

Как и о том, что пострадавший после войны на 85% Ростов восстанавливали больше двадцати лет. Можно было, как в Минске, стереть всё с лица земли и отстроить заново, но московские и ростовские архитекторы отстояли право восстановить фасады по старым чертежам. Поэтому сегодня, когда речь идёт о том, что сделать это невозможно, историки и гиды только недоумённо улыбаются.

Кусочки мозаики

Если ты думаешь о судьбе города, то возможно выточить из обычной керамической плитки крохотные кусочки, которые потом станут основой наших потрясающих мозаичных панно в переходах. Возможно выкладывать эти мозаики в лютый мороз и духоту. Возможно создавать архитектурные ансамбли, которые сделают город непохожим ни на какой другой. Возможно всё, если ты не временщик и любишь свой город.

Я спрашивала у людей, которые ставили подписи в защиту Ростова, об их знаковых местах. В маленьком городке таких мест было бы, наверное, немного, а у нас вышел длинный список: Парамоновские склады, Садовая, парк Горького, набережная, спуск к Дону, синагога и баптисткая церковь, вид на Ростов со Стачки и далее, далее. Одна дама вспомнила, что раньше с нового тогда Западного микрорайона они с братом ездили к бабушке на улицу Баумана, словно в другой мир - старый Ростов был манким и тёплым, со своей атмосферой и правилами. А в начале 70-х, когда у центрального рынка открылся подземный переход и в нём появились первые мозаики, весь город ходил на них смотреть. Детские воспоминания сыпались и сыпались: люди вспоминали Ростов зелёным, красивым и инициативным.

А ростовчан во все времена отличали именно инициативность, неравнодушие к своей малой родине.  И идея гидов совместить два праздника и сделать городу такое признание в любви это подтверждает. Не сказать, а именно сделать, потому что делам в Ростове верят больше чем словам. Какие дела последуют со стороны городских властей, покажет время. 

А пока, по самым скромным подсчётам, 14 февраля на акции побывали 300 человек и многие просили сделать такие выходы ежегодными.