Операция «ликвидация». Станет ли Ростов-на-Дону городом без маршруток

Филипп Иващенко / АиФ

Шоковой терапией назвали ростовчане рост цен на билеты в городских автобусах и маршрутках сразу на пять рублей. Новый тариф начал действовать с октября.

   
   

Теперь стоимость проезда в общественном транспорте дифференцирована: 20 рублей - цена поездки в автобусе при оплате транспортной картой (ТК) и 24 рубля при расчёте живыми деньгами. Разница должна стимулировать ростовчан рассчитываться безналично. Но для чего?

Стиралка для «чёрного» нала

Похоже, что цель мероприятия, которую пока озвучивают весьма осторожно – убрать маршрутки с улиц донской столицы. Ликвидировать их как класс. В крайнем случае, оставить только на отдалённых маршрутах. Таких, например, как в новый аэропорт «Платов». При этом требования будут иные - автобусы должны быть современными, оборудованы кондиционерами, системой отопления, видеорегистратором, камерой видеонаблюдения и т.п.

Главная же задача реформы - подчинить городу все потоки общественного транспорта. Дело в том, что подсчитать оборот наличных денег, который крутится в сфере пассажирских транспортных перевозок, невозможно. Не случайно, маршрутки зовут «стиральными машинами» и «фабриками по отмыванию «чёрных» денег».

Честных перевозчиков это оскорбляет (исходим из того, что они есть). Недобросовестные работают так: отклоняются от маршрута и расписания, не платят всех налогов, не заботятся о техническом состоянии машин, загрязняют воздух, агрессивно водят. В таких маршрутках неприятно и небезопасно ездить.

Несколько свежих примеров: 3 октября на маршрутке №99 выпала дверь. А днём ранее на пересечении улиц Доватора и Малиновского у маршрутки №40 отвалилось колесо. Пассажиров возмутила маршрутка №51, дверь которой закрывается с помощью верёвочки.

Но у маршруток есть и плюс - они чаще и быстрее ходят. А в местах, где муниципальный городской транспорт отсутствует, альтернативы, кроме разваливающихся маршруток, просто нет. Когда людям нужно уехать, им всё равно - как и на чём. И уж тем более плевать - белая или чёрная касса у водителя.

   
   

Мы - Европа, а не Африка

Кстати, наведение порядка в работе городского общественного транспорта - не блажь, прихоть или передел рынка. Это - необходимость. Она связана с требованиями международных стандартов транспортного обслуживания ФИФА для городов - участ­ников игр чемпионата мира по футболу 2018 года.

Правительство РФ издало специальное распоряжение № 2858-р от 27 декабря 2016 г., которым обязало в период проведения спортивных соревнований предоставлять транспортные услуги потребителям, соответствующие международным требованиям. И внедрить централизованную систему управления пассажирскими перевозками.

Наша же система транспортных автоперевозок давно устарела. Её даже называют африканской, потому что подобная система популярна в слаборазвитых странах. Но мы же не такие? Правила игры в сфере общественного транспорта уже изменили многие города: Москва, Казань, Нижний Новгород, Волгоград и другие. Разработали новую маршрутную сеть, практически отказались от маршрутных такси.

В Ростове-на-Дону возможный уход маршруток с улиц города одинаково беспокоит и пассажиров, и транспортников. Пассажиры справедливо опасаются, что обещанных комфортабельных автобусов на всех не хватит, имеющиеся же придётся брать штурмом. А уехать из некоторых районов города вообще станет проблемой.

Перевозчики боятся потерять прибыль. Они и без того сетуют на неблагоприятный инвестиционный климат и жалуются на убытки. Кстати, транспорт­ные предприятия настаивали на повышении стоимости проезда до 35 рублей. Чтобы маршрутки соответствовали всем нормам, цена билета, по расчётам перевозчиков, должна равняться цене литра дизтоплива.

Голосовать будем рублём

Между тем, обнищавших перевозчиков, массового отказывающихся от бизнеса, пока не наблюдается. Как и коллапса пассажирского транспорта в тех городах, где от маршруток почти отказались. Напротив, как показывает практика, уровень обслуживания там вырос. В Москве, например, переход с маршруток на автобусы и микроавтобусы положительно оценивают 3/4 жителей. Такие данные приводит агентство ТАСС. А Казань теперь и вовсе называют «городом транспортного идеала» в России.

Но это города, где развито метро - у пассажиров всегда есть возможность спуститься под землю. А вот в соседнем Волгограде опыт отмены маршруток более печальный. Волгоградцы жалуются на непродуманность новой маршрутной сети. В места, куда раньше можно было доехать без пересадок за 30 минут и за 15 рублей, теперь приходится добираться дольше и дороже. Цена проезда в автобусе 20 руб. Интервал движения по графику в час пик 20 минут, а по факту они ходят через 40.

Итог: тучи негодующих пассажиров на остановках и переполненный, как в советские времена, транспорт. А владельцы маршруток ушли в тень - поставили табличку «Заказной» и подбирают пассажиров нелегально.

Как отказ от маршруток скажется на доступности и удобстве городского транспорта в донской столице пока не ясно. Так или иначе, город готовится к транспортным переменам. В ближайшее время Ростов-на-Дону закупит ещё 200 новых современных автобусов: 25% из них - на газомоторном топливе. Приобретут 14 новых троллейбусов и 14 трамваев. 16 уже купили. Будут ли эти перемены к лучшему? Скоро узнаем.

Мнение пассажира: я - против

«Я лично против, чтобы убирали маршрутки. Живу на Коммунистическом. Доехать до ул. Московской, где я работаю, могу на 34-м автобусе и на маршрутке №44. Почти всегда выбираю второй вариант, - говорит ростовчанка Татьяна Корнеева. - Маршрутки быстрее ездят: остановятся только по делу, а не потому что «так надо». Подберут-высадят тоже там, где удобно мне. Объедут пробку, если есть возможность. Это экономит моё время, а в большом городе, как наш, это важно.

Муниципальный транспорт ходит реже и ну о-очень медленно, всегда заполнен льготниками. Да, цена там сейчас ниже, но мне дороже моё время. Да и нет у меня ощущения, что маршруточники отнимают хлеб у городского транспорта. Напротив, они помогают разгрузить город. Будет глупо от них отказаться».

Мнение власти: из точки А в точку Б

«Маршрутная сесть в нашем городе сильно изменится, говорит глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарёв. – Разрабатываем её с привлечением местных университетов. Сеть будет оптимизирована таким образом, чтобы учесть интересы всех горожан – людей, проживающих в разных микрорайонах. Чтобы из точки А в точку Б можно было доехать с минимальной потерей времени и наименьшим количеством пересадок.

Новая маршрутная сеть – явление довольно интересное и даже в своём роде уникальное. Вся информация о ней будет обязательно обнародована и вынесена на обсуждение, так как это касается всех жителей города. Мы рады любым предложениям – обязательно их рассмотрим.

Кстати

Как показывает калькулятор на сайте ФНС, налог на перевозку пассажиров по городскому маршруту в Ростове-на-Дону для предпринимателя, работающего по патенту, составляет - 63600 в год с 1 автобуса. Это - 5300 в месяц или примерно 177 рублей в день.

Иными словами, при цене билета 24 рубля плата за проезд семи пассажиров уходит на налоги. Вся остальная выручка - предпринимателю.