Законопроект, запрещающий СМИ упоминать национальность преступников, 22 октября в Госдуму направили депутаты от Чеченской республики. Оглашение этих данных народные избранники считают оскорбительными. Многие говорят, что на национальности в многонациональной стране и вовсе акцентировать внимание не стоит. Корреспондент «АиФ-Ростов» пообщалась с представителями диаспор Ростовской области и выяснила, когда уместно говорить о национальности, что важнее – сохранение идентичности или ассимиляция, и почему в нашем регионе, где живёт 150 народов, почти не бывает межнациональных конфликтов.
Закон один для всех
Не бывает плохих народов, бывают только плохие люди – это вроде бы известно каждому, но нет-нет и всколыхнёт общество очередной возмутительный случай с агрессией, исходящей от представителей какой-то национальности. И страдают от этого порой земляки этих людей, которые сами ничего дурного не сделали.
«Я тоже против того, чтобы в СМИ упоминали национальность преступников. На мой взгляд, это сейчас происходит очень выборочно и субъективно. Преступления совершают представители всех национальностей. Причем, СМИ не располагают статистическими данными, сколько преступлений какие национальности совершили. Поэтому какие-то оценки они давать невправе. Преступность, как и добрые дела, национальности не имеет. Большая часть из нас живут в других регионах мирно, работают, учатся, дружат с местными. А преступники, к сожалению, есть у всех народов», – говорит руководитель Культурного центра народов Дагестана Шариф Ахмедов.
По его словам, в Ростовской области диаспора и сама старается контролировать поведение молодёжи, особенно студентов. Тех, кто замечен в некорректном поведении, порицают, проводят воспитательную работу. А ребят, отличившихся в хорошем смысле, совершивших доброе дело, наоборот, поощряют.
«Если член диаспоры совершил неприглядный поступок, мы сами руками и ногами за то, чтобы он понёс заслуженное наказание, никто его выгородить пытаться не будет. Закон один для всех национальностей», – уверен Ахмедов, добавив, что среди приехавших в Ростов из Республики Дагестан (а это представители разных народов, традиционно живущих в регионе) большая часть молодых ребят хорошо учатся, участвуют в культурной жизни центра и не заставляют старших за себя краснеть.
Ростовчанин не считает, что упоминать национальность человека в принципе неуместно. Это очень даже кстати, когда речь идёт о культуре и традициях.
«Я считаю, что даже в другом регионе или стране любому народу важно сохранять свои идентичность и культуру, это основа духовности и нравственности, это такие понятия, как дом, семья, родина. Если мы потеряем свои корни, потеряем себя. Сейчас очень важно сохранить, в том числе и русскую культуру, она теряется, с этим тоже нужно что-то делать. Национальные особенности нужно сохранять во что бы то ни стало. И обмениваться ими с соседями, потому что нужно знать о традициях и обычаях тех, с кем ты живёшь рядом. Все проблемы – от незнания. Например, мы часто слышим, что на Кавказе женщина унижена, относятся к ней плохо. Чтобы не поддерживать эти мифы, нужно общаться друг с другом, чтобы окружающие могли видеть, как мы живём, как друг к другу относимся, а не делать выводы из сомнительных публикаций в интернете», – говорит Шариф. В целом он отмечает, что на Дону к представителям дагестанских национальностей относятся хорошо и межэтнических конфликтов практически нет.
Не сиди в чайхане
Культуру и традиции сохранять нужно обязательно, согласен с коллегой и глава узбекской диаспоры, глава культурного центра «Азиз» Киёмхон Бобоев. При этом он убеждён: очень важно, чтобы мигранты сами прилагали максимум усилий для ассимиляции в Ростовской области.
«Я всегда говорил: важно, чтобы приезжающие сюда узбеки не жили анклавами, не общались только со своими. Объясняю молодым ребятам: вот вы приехали учиться, заводите друзей, узнавайте чужую культуру, вернётесь в Узбекистан уже другими людьми, принесёте домой что-то важное для развитие своей родины. Сам поделишься с местными своей культурой, оставишь здесь частичку Узбекистана. А если ты приехал в Россию и вместо того, чтобы вливаться в социум, будешь искать узбекскую чайхану, чтобы сидеть там со своими земляками – это потерянное для тебя же время», – говорит он.
Дети, которые учатся в тех классах и школах, где много ребят других национальностей, лучше знают язык и в будущем не имеют проблем с общением и ассимиляцией, считает Бобоев. Но, по его словам, в Ростовской области он ни разу не сталкивался с проявлениями национализма и даже не слышал о них. Бывают исключительно бытовые конфликты между представителями разных народов, как везде и всегда.
«Никогда не слышим в наш адрес: «Понаехали!» Наоборот, многие работодатели с удовольствием берут на работу мигрантов. В прошлом году во время локдауна и ограничений многие из наших ребят уехали в Узбекистан, и застройщики обращались ко мне с вопросами, когда работники вернутся. Очень востребованы узбеки и в автотранспортной сфере. И это легко объяснимо: люди приезжают сюда на заработки, валять дурака они не заинтересованы сами, стараются работать побольше, чтобы больше денег отправить семьям. Как правило, просят только один выходной день. Да мы вообще очень трудолюбивая нация», – улыбается Киёмхон.
Глава узбекской диаспоры тоже считает, что упоминание национальностей, когда речь идёт о криминальной хронике, неуместно и мало того, опасно, ведь может привести к конфликтам. По его мнению, все должны быть заинтересованы в том, чтобы сплотить народы. А этому очень способствуют общие культурные мероприятия.
«Мы несколько лет подряд устраивали в Ростове благотворительный фестиваль плова. Приезжали люди разных национальностей со всех уголков области. Сейчас в связи с пандемией мероприятие уже два года не проводится, так же застопорились и другие наши проекты. А это не на пользу молодёжи, которая предоставлена сама себе, целыми днями сидит дома в интернете и читает разжигающие ненависть новости и посты в соцсетях, – делится Бобоев. – Они и не знают, что раньше в Советском Союзе мы не делили друг друга по национальностям, все жили, как одна большая семья. И сегодня надо к этому стремиться».
Комментарий
Председатель правления Ассоциации шермиций, этнограф Андрей Яровой:
– Изначально в любой культуре к чужакам относились настороженно, и казачье сообщество не исключение. В этнографии есть понятие этнодифференциации, это совершенно естественное дело. В процессе общения, конечно, мнение менялось, люди сближались. Да и сами казаки очень трепетно относились к происхождению друг друга, всегда спрашивали, а ты какой станицы? То есть понятие «свой-чужой» сохранялось даже в собственной среде. Русскими донцов не называли, более того, казак на такое прозвание мог и обидеться. Потому что считают, что казаки – это отдельный народ. Приезжих называли иногородними – всех, без различия национальностей.
На мой взгляд, конечно, при освещении преступлений нужно избегать создания впечатления этнического преступления, одномерного образа какого бы то ни было народа. Поэтому я согласен, что упоминать национальность в таких случаях точно не стоит. А вот сохранять свою национальную идентичность нужно обязательно, многие народы её сегодня потеряли, культуры размыты.
Мнение психолога
Ростовский гештальт-терапевт Ирина Меладзе:
– Мне кажется, большую роль играет сочетание культуры нации, с одной стороны, и тип привязанности в семье, где рос конкретный человек, с другой. Если семья была безопасной, тёплой и питательной средой для ребёнка, и при этом родители и ближний круг радели за принадлежность к нации, то национальный статус будет опорой для человека. А если по ходу жизни сформировалась идея о том, что «все наши» – ужасные люди, будет стремление утратить связь с враждебной средой.
За любым отвержением или принятием стоит личная история, в том числе отвержение/принятие своих корней.
Вообще человеку безопасно жить в группе, которая живёт по одним и тем же этическим правилам, если большой этнос кажется безопаснее, чем собственная национальная группа, то и выбор будет соответствующий.