Полоса забвения. Почему Волгодонск остался без аэропорта

Волгодонский аэропорт, февраль 2016 года. © / Валентина Варцаба / АиФ

Быльём поросло

Аэропорт «Волгодонск» находится на территории Цимлянского района Ростовской области. От Волгодонска на машине едем туда минут 20.

   
   

Судя по карте, он всего в 18 километрах от города, имя которого носит. Но им заканчивается прямая, как стрела, улица Некрасова в городе Цимлянске – вот такой расклад. Именно поэтому аэропорт «Волгодонск» местные жители часто называют цимлянским.

Судя по карте, от Волгодонска до одноимённого аэропорта не больше 20 километров. Фото: Google Maps 

В полукилометре от мрачного здания аэровокзала останавливаеся, дальше проезд запрещён, а территория охраняется – предупреждают два указателя. Справа по курсу в сторону аэропорта – полуразрушенное здание 4-этажной гостиницы. В былые времена в её ресторане считалось особым шиком сыграть свадьбу, разместив гостей в номерах 110-местного загородного отеля.

Теперь всё в малопроходимых зарослях бурьяна, дикого кустарника и, как говорится, поросло быльём. Угрюмое здание пустого аэровокзала, пугающая тишина…  И только последний февральский снег немного осветляет мрачное состояние, в котором пребывает воздушная гавань.

Фото:  Алексей Бурдюгов - 1980-е годы;  Дмитрий Николенко - 2011 год.

Идите к... Обаме

Вдруг «белое безмолвие» нарушил невесть откуда взявшийся сторож с собакой.
Дальше привокзальной площади он нас не пустил, угрожая натравить на незваных гостей пса, на расспросы поддаваться не стал, сказал только: «Обращайтесь к начальнику, а не к дворнику». И почему-то добавив в сердцах: «Кто-кто начальник… Обама!»,  загнул в сторону непрошеных гостей крепким матючком и скрылся в здании аэропорта. Собака осталась ждать у входа.

Что в здании, в каком оно состоянии мы так и не выяснили – ушли несолоно хлебавши. Что, за забором, на лётном поле, тоже не знаем. По всей видимости, тоже снег и тишина. А летом, говорят, там растут подсолнухи.

Сторож с собакой гонит всех посторонних с охраняемой территории. Фото: АиФ/ Валентина Варцаба

Из истории вопроса

Регулярное авиасообщение из аэропорта «Волгодонск» началось 25 мая 1971 года. Самолёт «Як-40» летал из Волгодонска в Ростов-на-Дону три раза в сутки.

   
   

Судя по информации из местных газет, в 1982 году Волгодонск был связан авиасообщением уже с 15-ю городами Советского Союза.

Считался аэродромом класса B. Длина взлётно-посадочной полосы  (ВПП) 2200 метров. По проекту способен был принимать даже самолеты «Ту-134» и «Як-42» и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

Работал только в светлое время суток. Из аэропорта «Волгодонск» каждый день был рейс на Москву. Летали самолёты в Симферополь, Сочи, Минводы, Киев, Кишинёв, Харьков, набережные Челны, Куйбышев (Самара). Активно использовался в годы строительства и развития завода Атоммаш.

Сейчас для обеспечения пассажирских перевозок не пригоден. Аэропорт законсервирован и переведён в разряд аэродромов для выполнения авиационных работ.

В 80-е аэропорт перевозил более 30 тыс. пассажиров в год. Газета "Волгодонская правда", 09.02.1980 г. Фото: Скриншот

На консервации

Почему же взлётная полоса стала полосой забвения? Почему аэропорт, услугами которого ещё в далёкие 1970-е  пользовались до 30 тысяч пассажиров в год, стал не нужен? Почему без его «крыльев» молодой развивающийся город, центр востока Ростовской области превращается в географический тупик?

На эти и другие вопросы «АиФ-Ростов» ответил Олег Чернов, бывший гендиректор Аэропорта Ростова-на-Дону.

Справка

Чернов Олег Григорьевич, пенсионер, заслуженный пилот СССР, стаж работы в гражданской авиации 50 лет.

Начинал вторым пилотом на Севере. Проработал там 32 года, в том числе начальником управления в Республике Коми. 13 лет трудился в Аэропорту Ростова-на-Дону, половина из них – гендиректором.

Олег Чернов. Фото: Из личного архива

«Аэропорт законсервирован решением авиационных властей России в 2002 году и выведен из реестра аэропортов РФ, так как не прошёл сертификацию», рассказывает Олег Григорьевич. – Официально он законсервирован».

Добавим, что сегодня Аэропорту Ростова-на-Дону принадлежат только здания бывшего предприятия гражданской авиации, а земля и ВПП – в госсобственности.

От Олега Чернова мы также узнали, что в последнее время перед консервацией аэропорт Волгодонска был на балансе ростовского аэропорта. После сокращения полётов затратная часть (на содержание 15 человек персонала) ложилась на действующий аэропорт в Ростове-на-Дону. Расходы  приходилось доказывать в Москве в службе по тарифам, что заканчивалось повышением стоимости билетов, и коротко говоря за содержание аэропорта «рассчитывался пассажир».

«Но «Волгодонск» закрыли вовсе не потому, что он стал нерентабельным. Нет! – утверждает Олег Чернов. – С 2001 года стал вопрос о получении всем аэропортам и аэродромам сертификата на соответствие. Мы запросили сертификат на 1 год, сделали схему, но чтобы запустить её и получит разрешительный документ, потребовалось 100 миллионов рублей. Деньги искали, одно из крупных предприятий обещало помочь… Как до дела дошло, денег не оказалось. Как сейчас помню, числа 14 февраля 2001 года получили бумагу «Эксплуатацию аэродрома прекратить».

Интервью прямо в аэропорту у гендиректора Атоммаша Валентина Егорова, 1993 год. Фото: Из личного архива/ Алексей Бурдюгов

Не сразу, конечно, закрыли. Первое время полёты разовые выполнялись. Прилетал, например, премьер-министр Касьянов. Коллектив получил правительственное задание, подготовился – встретил премьера.  У нас если очень хочется, то можно. И отступить от правил, и допустить…

Миллиард рублей  на «крылья»

«Сейчас какая беда? Полосу нужно реконструировать. По той же технологии, что и в ростовском аэропорту, а это порядка 800 миллионов рублей, – продолжает Олег Григорьевич. – Радио- и светосигнальное оборудование отсутствует. Навигационное оборудование, если и сохранилось, то морально и физически устарело. Нет склада ГСМ. Аэровокзал в ветхом состоянии с точки зрения инженерных коммуникаций. Здание гостиницы не нужно восстанавливать. Раньше они обязательно строились в аэропортах – для отдыха лётного состава, сейчас это не обязательно.

Выходит, возродить можно, было бы желание. И средства. Для реанимации аэропорта по примерным подсчётам потребуется один миллиард рублей. И чтобы летать по взрослому, нужно просить денег из федеральной казны или искать инвестора.

Возродить можно и нужно, считают и волгодонские предприниматели, которым часто приходится летать в Москву, но увы, через Ростов, тратя на дорогу в 240 километров по 3-4 часа времени туда и обратно.

Теперь здесь только гуляет ветер, да растут подсолнухи. Фото: АиФ-Ростов/ Дмитрий Николенко

Его услугами смогли бы пользоваться жители Волгодонска – 170 тысяч жителей, Цимлянска – 40 тысяч, станицы Романовской – 20 тысяч человек населения, плюс станичники ближайших районов.

Кто-то уже даже посчитал, что для рентабельности необходимо 4 рейса. И самые востребованные маршруты называют: Москва – Волгодонск – Сочи.  Крым – Волгодонск – Уфа. И этого бы хватило развития для бизнеса и туризма.  «Окрылённый» аэропорт – это не только порядка 200 новых рабочих мест, но и выход Волгодонска из географического тупика.

Лет через 15?..

Концепция развития малой авиации Ростовской области до 2030 года предусматривает возрождение местного авиасообщения. Восстановление волгодонского аэропорта также входит в планы руководства области.

Причём, в первую очередь планируется реконструировать аэродромы в Волгодонске, Вёшенской и Белой Калитве.

Но это, к сожалению, возможно только после ввода в эксплуатацию в донской столице аэропорта «Южный» в 2017 году.