Проект «Цифровой бот-двойник Стивена Хокинга» подготовили на базе Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета.
Представила проект команда Reflection студентов ИКТИБ ЮФУ. Её наставником выступил доцент Виталий Компаниец.
Новость по теме
Учёные ЮФУ стали победителями конкурсов грантов Президента РФ
Разработка вошла в сотню лучших проектов по итогам крупнейшей в России акселерационной программы «Архипелаг 20.35».
Всемирно известного английского физика-теоретика Стивена Хокинга не стало два года назад. После себя он оставил огромное наследие: книги, интервью, фильмы... В том числе написанные специально для детей. В команде Reflection родилась идея создать цифрового двойника учёного - чат-бота, способного отвечать на самые разные вопросы о физике.
«В настоящее время человечество накопило значительные объемы знаний, которые мы должны усваивать в школе, в университете, на протяжении всей жизни, - считает наставник Проектного офиса ИКТИБ ЮФУ Виталий Компаниец. - Меняются образовательные программы, стандарты, учебники, но значимой остается проблема низкой мотивации к учёбе. Особенно к сложным дисциплинам, в том числе к физике. Часто учебный материал дается сухим языком законов, формул и теорем. Гораздо увлекательнее послушать известных популяризаторов науки, способных не только объяснить простыми, но точными словами сложнейшие понятия, но и увлечь школьников своим энтузиазмом».
При разработке проекта команда много внимания уделила формированию базы вопросов и ответов. Значительную часть информации студенты брали в первоисточнике, на языке оригинала. Дело в том, что многие интервью Стивена Хокинга не переведены на русский язык. Параллельно шла работа по созданию алгоритма и программной реализации двойника.
«Из технологических решений команда вначале выбрала язык программирования python, благодаря наличию в нем подключаемых библиотек по работе с текстом. Однако на этом пути возникли определённые трудности. В частности, заявленный функционал некоторых важных библиотечных функций не работал должным образом. Необходимо было переписывать функции самостоятельно или выбирать иную платформу реализации бота», - – рассказал Виталий Компаниец.
Времени на разработку было немного и команда приняла решение использовать известную платформу по реализации чат-ботов – DialogFlow, основанную на облачных решениях корпорации Google.
«Платформа имеет достаточно понятный интерфейс, хорошо документирована и главное – многие процессы, связанные с обработкой естественного языка, выполняются автоматически и на хорошем уровне. При этом, бесплатного функционала платформы нам оказалось достаточно, чтобы создать и протестировать прототип цифрового двойника. Если запускать проект в эксплуатацию, то надо будет подбирать платный тариф», – пряснил наставник проекта.
В команду разработчиков вошли и студенты ИКТИБ ЮФУ: Ани Амирян, Денис Дмитриев, Даниил Доценко, Кэтрин Хазангве, Александр Ксенофонтов, Карен Григорян и капитан Екатерина Звонова.
«Этот проект – наш шанс показать себя, помочь школьникам легче усвоить сложный материал, дать им понять, что наука – это увлекательно,
- сказал – Компаниец. - Проект будет развиваться и дальше благодаря ценным советам экспертов программы «Архипелаг 20.35» и разработанному на занятиях московского акселератора Phoenix Education плану коммерциализации продукта. В первую очередь, нужны инвестиции для работ по расширению базы знаний цифрового двойника, добавлению игровых элементов и механик. Далее в планах реализация алгоритмов более глубокого анализа диалогов, например, чтобы бот не только «понимал» вопросы школьника, но и формировал представление о его словарном запасе в области физики, учитывая частоту и корректность совместного использования основных терминов и понятий. Чтобы наш Стивен не только увлеченно рассказывал о физике, но и «слышал» ученика, как это делает настоящий учитель».
Организаторами программы «Архипелаг 20.35» выступили «Университет 20.35», Платформа НТИ, Агентство стратегических инициатив, Фонд содействия инновациям и Фонд «Сколково».