Жители Ростовской области получили внушительные счета за электроэнергию. И дело не только в повышении тарифа с 1 июля. Дончане массово перестали укладываться в отведённые им социальные нормы. Не помог и повышенный коэффициент сезонности.
Новая реальность обнажила застарелые проблемы. Почему, имея свою АЭС, у региона нет льготного тарифа? Когда отменят соцнорму, которую вводили временно? Почему на Дону не применяют ночной и дневной тарифы? Выяснял rostov.aif.ru.
Комфорт по нормативу
Месяц, с которого повысили тарифы на электричество, стал ещё и самым жарким в донском регионе. У многих дончан цифры в счетах за свет сравнялись с зимними за отопление. Не все оказались к этому готовы.
«Я, когда увидела в квитанции сумму, думала, что ошибка. Мы вдвоём живём. А тут почти две тыщи за свет! Майнинговых ферм не держим, лампочки светодиодные, телевизор редко смотрим. Откуда? Но в жару у нас два сплита работало, в холодильнике мороз добавили, вот за 400 кВт/ч завалило, а соцнорма на двоих у нас 172 кВт/ч. Плюс общедомовые, будь они неладны», — делится ростовчанка Мария Соколко.
Когда девять лет назад в Ростовской области вводили социальную норму на электричество, говорили, что это эксперимент — пилотный проект. Нормы ввели также в Забайкальском и Красноярском краях, Владимирской, Нижегородской и Орловской областях. Самарская улизнула: в самый последний момент регион отказался от чести ставить эксперименты на своих жителях. Зато добавился Крым.
Цель проекта — забота о населении. Следом планировали ввести соцнормы на воду, газ и тепло. Люди углядели в этом скрытое повышение тарифов. На Дону даже прошло несколько митингов — народ требовал отмены соцнормы. В Волгодонске жители в знак протеста выключили свет и на окна поставили свечи.Год спустя федеральные власти от идеи применить соцнормы на другие виды услуг отказались. Причина — и без того высокая финансовая нагрузка на граждан. А пять лет назад свернули и эксперимент, оставив регионам право самим решать, как жить дальше. В СМИ назвали пилотный проект провальным, так как расписанного эффекта жители не получили, но в Ростовской области сворачивать эксперимент не спешат и соцнорму оставили.
Дома старые и новые
Между тем, потребители готовы экономить электричество и свои деньги. Пенсионерка из Ростова Галина Топоева, например, установила новомодный умный электросчётчик. Думала, что он будет учитывать дневное и ночное потребление света и сам передавать показания в энергокомпанию.
«Через месяц выяснилось, что ночных и дневных тарифов у нас нет, а счётчик никаких показаний не передал. В комплектации не оказалось элемента питания, — рассказывает ростовчанка. — Так мне объяснил специалист компании, которого я вызвала. Всё настроил и сделал бесплатно».
Выгоду пенсионерка в итоге не получила, но про показания больше не думает — их передаёт счётчик.
"Большинство домов строили в прошлом веке, и в них есть большие проблемы с теплоизоляцией и сбережением электроэнергии. К сожалению, в новостройках проблем ещё больше, — считает руководитель отдела продаж, риэлтор Мила Кузина. — Дома строят, а подключать новые коммуникации не спешат. Старые же, советских времён, с такой нагрузкой не справляются«.
Так, жители ЖК на ул. Стабильной, 3, всю зиму по несколько дней сидели без света и тепла. Проблемным оказался и новый элитный комплекс за рощей СКА. Из-за перегрузок на линии и аварий в доме пропадает электричество. Не работают лифты и электронасосы, подающие воду. И таких ЖК всё больше. Ресурсные организации ничем помочь не могут, строительства согласованы с администрацией Ростова-на-Дону.Своим дешевле нельзя
Кстати, не все дончане против соцнормы.
«Пусть будет эта норма. Но ведь расчёты потребления электричества проводили почти 10 лет назад. За это время в отдельных домохозяйствах оно выросло, но соцпай увеличивать не спешат», — заметил житель Азова Иван Боков.
Аномальная жара этого лета показала — нормы устарели. В 40-градусную жару кондиционер — не роскошь, как и обогреватель зимой. Да и времена изменились. Многие работают на удалёнке. В домах добавилась техника. Пенсионеры и инвалиды, которые много времени проводят дома, тоже переплатили в жару за электричество.
А вот наличие в регионе АЭС и ГЭС на конечную стоимость электричества не влияет.
«Напрямую поставка электроэнергии для потребителей Ростовской области законом не предусмотрена. Ростовская АЭС, Цимлянская ГЭС и другие энергопроизводители поставляют её на оптовый рынок, — пояснил инженер одной из компаний Юрий К. — Хотя, когда ту же АЭС строили, льготное электричество дончанам, действительно, обещали».
Много лет назад был закон, по которому люди, живущие в 30-километровой зоне от АЭС, платили за электричество со скидкой 50%. Эту норму отменили в 2002 году. Объяснили тем, что АЭС не наносит вреда окружающей среде.
Но прецеденты «тарифа для своих» в стране, всё же, есть. В начале 90-х в Хакасии приватизировали СШГЭС. По трёхстороннему соглашению республика получила персональный льготный тариф. На этом условии республика отказалась от пакета акций. Структура энергетики изменилась, договорённости перестали действовать, но регион продолжает вести борьбу в судах за возврат льготного тарифа.
Своя история и в Иркутской области — сегодня там самая дешёвая электроэнергия в стране: 1,58 рубля за кВт/ч для жителей города и 1,06 рубля для сельского населения.
Теоретически побороться за льготный тариф Ростовская область тоже могла бы. Но кроме законных прав и экономических обоснований для этого нужна ещё и политическая воля.