Кто такой Йоулупукки? Темная сторона Нового года

Рождество и Новый год ассоциируются у нас с беззаботными праздниками и добрыми сказочными персонажами, которые поздравляют детей и взрослых. Но так было далеко не всегда.

   
   

Не так давно крестьяне по всей Европе верили, что в их дома под Новый год приходят косматые и рогатые существа, встречаться с которыми было смертельно опасно.

Про тёмную сторону новогодних праздников – в материале «АиФ-Ростов».

С рожками на голове

Йоулупукки – это финский Санта Клаус. Он живет в своей резиденции в Лапландии, и каждый год принимает у себя сотни тысяч туристов со всего мира.

Толстый, в красном колпаке, добродушный – он полностью воплотил все голливудские штампы о милом и чуть чудаковатом толстячке с мешком подарков. Однако совсем недавно, еще в начале XX века Йоулупукки частенько рисовали с рожками на голове, напоминая о том, кем, собственно говоря, был Йоулупукки изначально.

Имя этого персонажа в дословном переводе с финского означает «рождественский козёл», причем Рождество в этом имени тоже не совсем нынешнее Рождество.

Иллюстрация с изображением рождественского козла начала 1900-х. Фото: Википедия

Это – языческий праздник зимнего солнцестояния, Йоль, приуроченный к самым тёмным временам года, и позаимствованный финнами у своих скандинавских соседей. Христианство пришло в эти суровые северные края на тысячу лет позже, чем в южную Европу, и поэтому из народной памяти не успели выветриться воспоминания о том, как выглядел этот самый козёл Йоля, который накануне праздника навещал крестьянские дома.

Здоровенный верзила, в козлиной шкуре, в маске, закрывающей лицо, с торчащими козлиными рогами, поздним вечером он вваливался из завывающей темноты в предрождественский уют фермерского домишки – и попробывал бы кто-то из детей плохо вести себя в уходящем году!

   
   

Это существо не дарило ему уголёк вместо подарка, как, по слухам, делал Санта Клаус, а утаскивало неслуха с собой, в недра страшной горы, где тот становился деликатесом на кухне демонического визитёра. Разумеется, дети боялись такого персонажа как огня, и, наверняка, от таких посещений не по себе становилось даже взрослым.

Современный финский художник в своей стилизации и вовсе изобразил Йоулупукки ужасающим великаном, между рогами которого натянута верёвка, с болтающимися на ней, как на новогодней гирлянде, телами повешенных. Непослушных детей он живыми засовывает в котёл, а по дороге непринужденно подкрепляется внутренностями убитого оленя.

Поэтому постепенная трансформация грозного козла в нынешнего Санту, который сначала, в память о недавнем прошлом, еще ездил на козлиной упряжке, а в наши дни полностью пересел на оленей, явно пошла на пользу психическому здоровью нации. Рождественские козлы по всей Скандинавии сохранились в виде соломенных чучел, которых выставляют в окнах и витринах в новогодние праздники.

Тень святого Николая

Демонические персонажи приходили под Рождество не только к непослушным потомкам жителей севера.

В Австрии, Венгрии, южной Германии, Чехии и других странах центральной Европы спутником Санта Клауса оказывался еще более зловещий персонаж – Крампус. Если Йоулупукки еще может считаться своего рода грозным судьёй, который карает только непослушных детей, раздавая подарки тем, кто вёл себя хорошо, то Крампус - это абсолютное зло.

Святой Николай и Крампус, австрийский плакат начала XX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Он и описывается однозначно - Крампус покрыт шерстью, у него козлиные рога, раздвоенные копыта, а из пасти вываливается длинный заострённый язык. Капризный ребёнок становится угощением на его рождественском ужине.

Любопытно, что во многих местах Крампус ходит по домам вместе со Святым Николаем, становясь его тенью и угощая розгами провинившихся, а в некоторых европейских городах накануне Рождества даже проводятся шествия крампусов, на пути которых становиться не рекомендуется.

Ледяной дух

Впрочем, такое происходило и происходит не только в бездуховной Европе. Наши собственные предки были ничем не лучше.

Славянские святки с их гаданиями, переодеваниями, ряжеными (среди которых почти обязательно были козёл или коза) являлись отзвуком всё тех же, еще дохристианских обычаев, которые должны были напоминать людям, что на дворе – самые длинные ночи года, а, значит, для тёмных сил пришло время порезвиться.

Да и Дед Мороз стал добрым новогодним стариком только в последние столетия – до того (и сказка Николая Островского «Морозко» о том хорошо свидетельствует) это ледяной дух, хозяин зимы, способный просто ради шутки заморозить до смерти случайного прохожего.

Разумеется, христианская церковь веками боролась с этими персонажами, но, кажется, победить новогодних демонов удалось только с изобретением электричества.

Когда в домах стало светло, улицы перед Новым годом начали играть яркими и радостными цветами, а наступавшая зимой темнота отступила перед достижениями цивилизации, то и  Йоулупукки избавился от рожек, а Дед Мороз начал ограничиваться  требованием прочесть ему какой-нибудь стишок. Страшные легенды стали доброй сказкой.