Первые свидетельства о том, что на Руси есть определенный день, с которого начинается отсчёт нового года, появились только в конце 15-го века. Разумеется, праздновали его и раньше, другое дело, что, по всей видимости, характер праздника был совсем иным, чем сейчас.
В «Парижском словаре московитов», который примерно через столетие, был составлен составлен в Холмогорах капитаном Жаном Соважем из Дьепа отмечается, что назывался праздник «Первый день во году».Тогда это был – весенний праздник. Его справляли 1 марта, отмечая тем самым и конец зимы, и начало нового сельскохозяйственного цикла. Сейчас традиции этого «мартовского» Нового года слились с празднованием Масленицы.
С 1492 года празднование было перенесено на 1 сентября по юлианскому календарю. Это был, скорее, религиозный праздник – с обязательным молебном, в котором участвовали царь, глава русской православной церкви, знатные люди.
И, наконец, Новый год с 1 января стали праздновать с 1699 года, когда Петр I указ о ведении отсчета лет от Рождества Христова (до того считали «от сотворения мира», и когда во всей Европе был 1699 год, то в России жили в 7208 году) , а также о праздновании Нового года по примеру европейских христианских государств 1 января.
При этом, что любопытно, юлианский календарь Петр Первый не отменил, поэтому Новый год в России всё равно наступал на 11 дней позже, чем в Европе.
И только советская власть перешла на общий григорианский календарь, в результате чего и появился странный праздник Старый Новый год. А Рождество стало праздноваться перед Новым годом, а не после него, как на Западе и в дореволюционной России.