Другая сторона Луны. Рады ли нашествию туристов жители Старочеркасской

Туристы на одном из фольклорных праздников в Старочеркасской. © / Администрация Аксайского района

О красотах станицы Старочеркасской уже писано-переписано. Любой популярный туристический портал по запросу «достопримечательности Старочеркасская» выдаст минимум восемь мест, которые стоит там посетить.

   
   

Но Старочеркасская - это ещё и люди. Почти две с половиной тысячи человек, которые ходят на работу, убирают свои придомовые участки и выращивают помидоры. Насколько этим людям удобно жить в музее и не надоели ли им туристы?

С этим вопросом мы и отправились в Старочеркасскую.

Тигры, арбузики и чёрные принцы

Начну с помидоров. Постоянные покупатели аксайского рынка знают, что старочеркасские и большелогские натуральные продукты - это бренд. Они экологически чистые, недорогие и пахнут так, как и должны пахнуть настоящие продукты. Потому что в Старочеркасской нет огромных плодово-овощных плантацией, но есть большие наделы земли, где в теплицах и без «живут» всяческие овощи. Выращивают черкассцы по большей части для себя, а на рынок вывозят то, что остаётся.

Поэтому, когда будете подъ­ез­жать к Старочеркасской, заскочите на крохотный крытый рыночек на повороте в станицу. Там бабушки продают помидоры оригинальных сортов: тигрелла (полосатые, как тигры), арбузик (тоже полосатые, но элегантней) и совсем уж неожиданный чёрный принц (отличается бархатным вкусом и тёмной окраской). Цены на овощи демократичные. Картошка со своего огорода - 20 рублей, кабачки - 20, помидоры - 60-70 в зависимости от размера.

Уже 28 лет Любовь Бычкова живет в Старочеркасской - делает свои удивительные гобелены, керамические картины и доски. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Ломакина

Везде один Соборный

Кстати, добраться до Старочеркасска сегодня довольно просто. Полчаса на машине из Ростова или автобусом - он ходит со старого автовокзала и площади Карла Маркса как часы. Более состоятельные граждане могут нанять катерок и приехать сюда с экскурсией. Такси тоже не стоит запредельных денег.

Подъезжая к Старочеркасской - слева по реке лодочки плывут, справа купола золотом на солнце отливают, я вдруг поймала себя на мысли, что старость коротать хорошо бы именно в таком месте. Прикупить домик, вечерами выходить на бережок, сидеть с удочкой или книжкой, дразнить комаров в облаке репеллентов. Одно бы мне мешало - туристы. Эти невоспитанные граждане, которые топчут газоны, обносят яблони и ходят под заборы, простите, по нужде. Как эти нашествия переживают местые?

   
   

Вот с этим вопросом в душе я свернула с центральных улиц и пошла искать вывески о продаже домов. Их было немало.

«Сколько тут стоит дом?» - спросила я у двоих пенсионеров.

«Да по-разному - от трёх миллионов и выше. Это смотря что хотите, но цены у нас сейчас очень подскочили. До приезда Путина, когда тут ни фонарей, ни дороги, можно было купить дёшево, как в селе, а теперь уже всё для жизни есть, мы ж сейчас казачья столица!»

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»А что с Путиным?

- Да ничего. К его приезду - лет пять назад что ли было? - у нас такие дела начались! Люди работали и днём, и ночью. Вечером ляжешь, а утром уже у тебя под окнами дорога лежит и столбы стоят! Вот то было дело!

- Говорили, 11 миллиардов выделили тогда на станицу (администрация отметила, что выделен 1 миллиард рублей – прим. ред.), - добавляет мужчина. - Мы столько денег и представить не можем. Но где те 11 миллиардов? Дорога есть, столбы есть, а остальные где?

Старочеркассцы рады гостям и запросто проводят в свои дома, расскажут о казачьей старине. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Ломакина

- Ну, на въезде у вас парк разбили, примерно такой, как в Ростове на Соборном, - попыталась я посчитать народные деньги. - Реконструкцию, наверное, делали.

- А зачем они нам такое понаделали? Зачем в казачьей станице современный парк? Есть в этих деревяшках дух казачества? У нас там было поле, хорошее, чистое поле. Ну, убрали его, так сделайте что-то, чтобы вливалось в окружение! А теперь, куда у нас не приди, везде Соборный.

Люди со вкусом

К жалобам о «потере духа» Старочеркасской присоединялись и другие жители. Но фамилии назвать отказались: станица маленькая, все друг друга знают, не хочется проблем с администрацией.

- Тогда скажите, если я куплю у вас тут домик, не будут ко мне во двор лезть туристы? В туалет под мой забор не будут ходить?

- Нет, на территории атаманского дворца есть хороший бесплатный туалет, об этом все знают. Туристы ходят по центральной улице, к нам редко кто забредает, молодёжь только - блохеры или как их там? - задумалась моложавая дама в шляпке с искусственным цветком. - Тут жить можно, и очень даже хорошо.

- А почему так много домов тогда продаётся?

- Потому что раньше был не рай, жили обычные люди, те, кто не мог переехать. У нас же долгое время дороги не было, зимой на ту сторону за руку паромщик переводил, весной, когда лёд тонкий, а лодки ещё не пошли, вообще бывало не выберешься. Теперь дорога есть, но сейчас все в город рвутся. Работы-то тут нет, одни музеи и кафе. Получается, что старая гвардия поумирала, их дома дети продают. У нас покупают или дачи, или дома для того, чтобы жить на природе. Но люди, в основном, состоятельные.

Старочеркасск - музей под открытым небом.Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Ломакина

Тут лет пятнадцать назад такой бум был - налетели владельцы заводов, домов, пароходов, бегали по дворам, предлагали выкупить наши домишки за большие деньги, чтобы их посносить и понастроить своего. Но мы не сдались. Потом построили элитный район «Старочеркасская ривьера», туда все они и заехали. Нас оставили в покое, редко кто теперь покупает что-то здесь. Богатые люди хотят жить за высокими заборами. А тут, как вы правильно говорите, постоянно ходят туристы. У нас покупают дома люди со вкусом. Вон, возле собора директор один синий дом построил. Он очень хорошо вписался в старину и со стороны, как музей выглядит. Вот таких новичков, которые дух нашей станицы берегут, мы уважаем».

Как жить в музее?

Я позвонила по нескольким объявлениям. Старенький просевший домишко - 30 кв. м (в дверь вросла ржавая жестяная табличка «Здесь живёт ветеран войны») с 30 сотками земли стоит 6 миллионов рублей. Но риелтор говорит, что участок можно располовинить, будет в два раза дешевле. На соседней улице тоже продаётся дом - этот полностью пригоден для жизни, но довольно скромный. Тоже недёшево - 4,5 миллиона.

С мыслью о том, что в ближайшие годы я смогу купить в Старочеркасске только кусок земли два на полтора и лавочку с забором, дошла до центральной улицы.

Там у плетёных ворот стояла художница Любовь Бычкова. Уже 28 лет Люба живёт в Старочеркасской - делает свои удивительные гобелены, керамические картины и доски, пишет пейзажи. Работы у Любови Николаевны раскупают не хуже, чем горячие пирожки в лавочке по соседству.

Даже обычные помидоры здесь - необычные, а полосатые и темные. Фото: АиФ-Ростов/ Светлана Ломакина

- Вам не трудно жить на центральной улице? - спрашиваю. - Люди-то ходят постоянно.

- Люди и правда ходят постоянно, и днём, и ночью. У меня же плетень настоящий, коврики для продажи висят, картинки, керамика - туристы думают, что это музей, а не жилой дом. Бывает, что стою в саду, а мимо меня ходят экскурсанты. «Женщина, отойдите, вы нам мешаете фотографироваться!» Отхожу. Потом говорю: «Я хозяйка этого дома, вы гуляете по моему садику». Очень удивляются, - Люба смеётся. - Ночью бывает, что стучатся в окна, просятся на ночлег. Я работаю допоздна, свет горит - они и идут. Тут же не только туристы, но и муж­ской монастырь, туда приезжают паломники, трудники, ищут, где остановиться.

На самом деле для туристов в этих краях с ночёвкой сложностей нет.

Можно за относительно небольшие деньги снять стилизованный номер в гостинице в центре станицы, а можно найти варианты и подешевле - рядом Новочеркасск, Аксай, гостевые дома на трассе.

С вопросом о том, как жить в Старочеркасске, я обошла ещё три дома. Местные жаловались в основном на недостаточно бережное отношение к прошлому со стороны властей: на плитку, потому что брусчатка куда уместнее, на грубую реконструкцию. Обижались на то, что рынки выходного дня, где раньше стояли только художники, заполонили продавцы товаров из Китая. И на отношение РПЦ, ко­торая несколько раз пыталась отобрать у музея атаманский дворец, сетовали тоже.

К концу путешествия, поговорив с десятком людей, я уже точно знала, что жить в музее для местных необременительно. Старочеркассцы рады гостям и запросто проводят в свои дома, расскажут о казачьей старине. Причём, не в общих словах, а с цифрами, фактами и фамилиями атаманов.

«У нас не может быть иначе, мы же этим воздухом пропитаны, - накладывала мне пакет помидоров местная жительница. - Даже от овощей и фруктов наших человек становится добрей. Попробуйте и соседям возьмите, не пожалеете».

Взяла - и не пожалела.