Для жителей Шахт стало уже традицией с наступлением тепла массово выходить на улицы. Вот только традицию эту доброй не назовёшь.
Затяните пояса и дышите глубже
«Требуем наказать хозяина РЭМЗа за невыплату зарплаты!», «Нас травили химикатами, сегодня морят голодом!». Эти плакаты были адресованы хозяину завода Вадиму Варшавскому.
Люди вышли на улицы Шахт, несмотря на то, что администрация города отказала в проведении пикета. Предлогом – уведомление надо подавать за 10 дней. При этом администрация Ростова, получив от активистов уведомление, дала разрешение на пикет.
Несмотря на запрет, инициативная группа решила всё же провести пикеты в Шахтах и выразить свою позицию.
Дело в том, что каждую весну обостряется проблема, связанная с выбросами Ростовского электрометаллургического завода (РЭМЗ). На протяжении нескольких лет он, мягко говоря, воздух не озонирует. Людей тревожат тяжелый запах со стороны предприятия, промышленная пыль и другие, не имеющие запаха, но не менее вредные выбросы.
Исследования экологов подтвердили, что опасения не беспочвенны. В воздухе, грунтовых водах и земле возле Ростовского электро-металлургического завода содержатся опасные вещества с превышением допустимых концентраций. Марганец, бор, цинк, свинец и мышьяк, которого в почве присутствует в три раза больше нормы. Проблема кроется в очистной системе завода.
В прошлом году шахтинцы уже выходили с протестом. Но год прошел, а проблема осталась. А к ней прибавилась и другая – невыплата зарплат.
Есть дела важнее
Если внимательно изучить историю бизнеса Вадима Варшавского, становится очевидно, что заниматься такими «мелочами» - не его уровень. Есть куда более важные дела - с партнерами, клиентами, кредиторами, органами правосудия.
Он был когда-то крупным металлургом. В конце прошлого десятилетия в состав его группы «Эстар» входили Ростовский, Златоустовский, Нытвинский, Донецкий и Гурьевский металлургические заводы. Но почти все они были доведены до развала.
А причиной стали несоразмерные реалиям аппетиты олигарха. Он брал огромные кредиты на развитие заводов, выступая поручителем по кредитным договорам. Но в какой-то момент банки перестали получать от заемщика деньги. Как выяснилось позже, значительная часть полученных средств шла в обратную сторону от заводов - в оффшоры. Эти операции осуществлялись через подконтрольные Вадиму Варшавскому компании «Гипрошахт» и «Металлплат». Из-за этого только на Златоустовский завод было навешано невыполненных обязательств почти на 16 млрд. рублей. Долг «висит» до сих пор.
Закономерным результатом стало банкротство. В 2009 году Вадим Варшавский отдал управление активами группе «Мечел», которая и решила большую часть проблем терпящих бедствие заводов.
В 2013 году магнат вернул контроль над Ростовским электрометаллургическим заводом и стал его директором. При этом он обвинил «Мечел» в целенаправленном банкротстве шести своих бывших компаний и раскрутил маховик судебных тяжб. Как уверены эксперты, это была игра на опережение, цель которой – избавиться от собственных долговых обязательств перед «Мечелом».
Свинья не съест…
Аграрный бизнес Вадима Варшавского, которым он занялся позже металлургического, развивался по похожей схеме. Предприятие «Русская свинина» тоже пережило немало проблем и оказалось убыточным.
Хотя, как и в случае с заводами, брались кредиты, строились грандиозные планы… В общем, интерес к свиноводству Варшавский потерял и переключился на другой, более масштабный и затратный проект.
В Волгодонске он строит зерноперерабатывающий комплекс «Донбиотех» по выпуску кормов, аминокислот и глютена. Начало было стремительным: по плану сдать завод должны были в 2014 году. Потом - в 2015-м, вскоре проект вообще оказался под вопросом. Глава «ДонБиоТеха» Вадим Варшавский обещал все завершить в 2016-м, но именно его стараниями строительство завода постоянно переносится.
Потому что сначала он начал судиться с энергетиками, обвинив их в завышении тарифов на тепло. Суды вынесли решения в пользу ТЭЦ, признав «ДонБиоТех» виновным в подделке документов по техническому присоединению.
Потом бизнесмен переключил внимание на немецких партнеров. Концерн Evonik Industries был участником проекта, предоставив «ДонБиоТеху» технологию переработки зерна и часть оборудования. Варшавский будто намеренно вытеснял их из бизнеса: обращался в прокуратуру, обвиняя немцев в преднамеренном создании условий для банкротства ООО «Донские Биотехнологии».
В результате немецкий концерн из проекта выходит. По версии тогдашнего главы Волгодонска Андрея Иванова - из-за западных санкций. А реальные причины, скорее всего, в методах ведения бизнеса господином Варшавским. Иностранным инвесторам нужно было выполнение договоренностей, а не сомнительные игры за их спиной.
Завод должны запустить в конце 2017 года. А тем временем ростовские экологи и общественники обеспокоены очередной идеей Вадима Варшавского. Он хочет построить в Шахтах по соседству с РЭМЗ предприятие по производству аминокислот из ядов.
Если учесть, как решаются экологические проблемы на металлургическом заводе, то понять тревогу жителей Шахт можно. На недавнем заседании городской думы в этом городе член общественной палаты города Владимир Кукушкин заявил, что «состоялись общественные слушания, на которых речь шла о необходимости предоставить документы о том, как предприятие повлияет на экологию города. Никто этого не сделал. Это очень опасный завод... Когда мы, уважаемые глава администрации и глава города, будем любить свой народ и не подвергать таким рискам? Построили мы РЭМЗ - давайте подумаем о будущем поколении...».
Наследить и за границей
Похоже, след бизнесмена проявился не только в России. Недавно в Швейцарии раскрыта афера, из-за которой пострадали восемь местных банков. В 2014 году компания Nori SA (торговля металлом) набрала у них кредитов на 25 млн. долларов, а в 2015-м – обанкротилась.
Владелец компании, бывший директор Лихтейнштейнского оффшора В.Варшавского Estar Trading Establishment Петр Теребов часть денег получил под гарантии поставок продукции Ростовского электрометаллургического завода. По этому делу будут судить и его партнера, который также раньше был одним из топ-менеджеров «Эстар», принадлежащей Вадиму Варшавскому.
Вадим Варшавский признал, что РЭМЗ раньше сотрудничал с Nori SA. Но при этом он заявил, что договоры между ними были поддельными. Подозреваемые, признав вину, договорились со следствием о сотрудничестве.
Так что уже скоро станет известно, насколько был осведомлен о сомнительных кредитах российский бизнесмен. Делать выводы пока рано, но швейцарская история очень напоминает историю с российскими заводами.
Откройте, полиция!
В судебных разбирательствах Вадим Варшавский фигурировал заочно, через своих юристов. А этой зимой ему пришлось и лично ответить органам правопорядка на ряд вопросов.
Московские полицейские провели обыски в его загородном доме на Рублевке. Их визит был связан с расследованием уголовного дела о хищении у банка «Петрокоммерц» почти 2,8 млрд. руб., которые в 2012 году получил в кредит Златоустовский металлургический завод. Его собственником в тот момент был Варшавский. Полицейские также обыскали и офис компании «Эстар» в Зачатьевском переулке.
Уголовное дело было возбуждено по статье «мошенничество в сфере кредитования». По версии следствия, руководство ЗМЗ разработало план завладеть полученными деньгами, для чего под личное поручительство Вадима Варшавского предоставило банку заведомо ложные и недостоверные сведения.
Так, банк не уведомили о том, что завод уже является поручителем на 950 млн. долларов по ранее заключенному договору с компанией, входящей в состав «Мечела». После того, как деньги ушли, банк не получил от завода ни копейки.
Интерес правоохранителей к деятельности Вадима Варшавского указывает на то, что с его бизнесом не все в порядке. Так что многолетние судебные тяжбы олигарха могут уже в обозримом будущем перейти в другую плоскость – не административную, а уголовную.