День защитника или национального позора? Как появился праздник 23 февраля

Праздник защитника Отечества в России справедливо мог быть установлен в несколько других дней календаря. © / Артем Дергунов / АиФ

День защитника Отечества ежегодно отмечается в нашей стране 23 февраля. В первое время он назывался «День Красной армии и Флота». В 1946-1993 годах был «Днём Советской армии и Военно-морского флота». После распада СССР не исчез, а напротив – стал даже нерабочим, и его продолжают отмечать в ряде стран СНГ.

   
   

Связана дата 23 февраля с началом формирования в советской России первых отрядов Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и их первыми боями против германских войск в феврале 1918 года. Фактически празднику уже сто лет, но официально он был установлен лишь 27 января 1922 года к четвёртой годовщине Красной армии.

До сих пор не утихают споры, чему конкретно посвящён праздник. Приходятся ли именно на 23 февраля первые победы «красных» или это день национального позора, когда Советы приняли германскую капитуляцию. А может, корни Дня защитника Отечества нужно искать в Днях красного подарка или «Ледяного похода»? На эти и другие вопросы ответы искал «АиФ-Ростов».

«Недееспособность и дезертирство»

Итак, обо всём по порядку и согласно фактам. А они говорят о том, что праздник, как и сама Красная армия, рождался в муках.

Начнём с того, что День защитника Отечества в нашей стране мог отмечаться 28 января. Именно этого числа в 1918 году Совет народных комиссаров издал Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии. На фронте началась запись в неё добровольцев, из которых формировали красноармейские роты.

Но произошло непредвиденное: в полдень 18 февраля германские войска нарушили перемирие между Россией и Германией и возобновили военные действия по всему Восточному фронту.

Надежды большевиков на сводные красноармейские части и «пролетарскую» Красную гвардию не оправдались. При наступлении на псковском направлении авангадр германцев, «не встречая сопротивления, продвигались на поездах, автомашинах и санях далеко впереди от медленно подтягивающихся главных сил», – пишет Александр Черепанов в книге «Под Псковом и Нарвой». Скорость продвижения немцев доходила до 50 километров в сутки. В течение недели немцы заняли Минск, Полоцк, Псков и Ревель.

   
   

По воспоминаниям Владимира Антонова-Овсеенко, «сводные отряды в значительной части оказались недееспособны, дали большой процент дезертирства, ослушания,.. обнаружили в общем слабую выносливость, плохую маневренность и боеспособность».

Например, в Петрограде, узнав о мобилизации в армию, многие красногвардейцы просто сдавали оружие и расходились по домам.

25 февраля в газете «Правда» вышла статья Владимира Ленина «Тяжёлый, но необходимый урок». В ней автор так характеризовал ситуацию тех дней:

«Мучительно-позорные сообщения об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожить всё и вся при отступлении; не говорим уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве… В Советской республике нет армии».

Все к оружию или позорная капитуляция

Ещё раньше, 23 февраля было опубликовано воззвание Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности», а также «Воззвание военного главнокомандующего» Николая Крыленко с т акими словами: «Все к оружию. Все на защиту революции. Поголовная мобилизация для рытья окопов…»

Положение большевиков осложнялось ещё и тем, что немалая часть русского общества приветствовала наступление врага. «Немцы будто бы не идут, как обычно идут на войне, сражаясь, завоёвывая, а «просто едут по железной дороге» – занимать Петербург», – писал Иван Бунин.

Утром 23 февраля Совнаркому был предъявлен германский ультиматум, который, после горячих споров, приняли. Ленин считал: главное – ценой любых потерь сохранить островок уже существующей пролетарской власти, и настаивал, даже требовал заключить мир на германских условиях.

В ночь на 24 февраля он был принят. Однако наступление немецких войск продолжалось до подписания 3 марта Брестского мира.

Объективно, только после 23 февраля красные отряды начали оказывать сопротивление германским войскам. В городе Валке, например, немецкие столкнулись с сопротивлением отряда латышских стрелков. Велись бои под Псковом, под Ревелем, в районе Гдова.

Советский историк Юрий Кораблёв пишет, что 23 февраля в крупных городах прошли многочисленные митинги и началась активная запись в Красную армию, а 25 февраля на фронт отправились первые красноармейские отряды.

Согласно другой версии, призывные пункты открылись только 25 февраля, когда и была сделана реальная попытка начать массовую запись добровольцев – ведь наступление немцев продолжалось и угроза оккупации нависла даже над Петроградом. Так что мужским праздником вполне могло стать и 25 февраля.

День красного подарка

10 января 1919 года председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский высказал идею отпраздновать годовщину РККА 28 января: ведь именно этого числа исполнялся год со дня издания Совнаркомом декрета о создании Красной армии.

Предложение пришло с опозданием, и ВЦИК не поддержал инициативу. Однако, 24 января в Моссовете решили всё же устроить праздник по этому поводу, но позже и совместить его с Днём красного подарка – 17 февраля.

О Дне красного подарка известно, что, по замыслу большевиков, он планировался как своеобразная благотворительная акция, когда население должно было жертвовать для красноармейцев.

Но, по стечению обстоятельств, 17 февраля тоже не стал праздником Красной армии. В 1919 году он выпал на понедельник. Разумеется, День красного подарка и годовщину РККА отложили на ближайшее воскресенье, то есть на 23 февраля.

Газета «Правда» тогда писала: «Устройство Дня красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной армии, исполнившейся 28 января».

Тезисы для пропагандистов

В 1923 году 5-летие РККА праздновалось именно 23 февраля и приобрело всесоюзный уровень. Именно тогда сделаны первые попытки изобрести некое событие, оправдывающее дату.

В качестве поводов называли и опубликование декрета о создании Красной армии, и факт, когда «под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооружённой силы».

А журнал «Военная мысль и революция» даже опубликовал фотокопию декрета Ленина об организации Красной армии с ложной датировкой его 23 февраля. Историки объясняют это так: партийно-бюрократическому аппарату большевиков было «важно и выгодно скрыть позор 1918 года».

Добавим, что в 1933 году нарком по военным и морским делам Климент Ворошилов на торжественном заседании, посвящённом 15-летней годовщине РККА, признавал: «Приурочивание празднества к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами».

День «Ледяного похода»

Во второй половине 1930-х годов в СССР события февраля 1918 года стали трактоваться как победа, одержанная в эти дни над немцами под Псковом и Нарвой. Но, согласно архивным данным, к вечеру 23 февраля 1918 года германская армия находилась в 55 километрах от Пскова и 170-ти от Нарвы. Никаких боёв в этот день ни в германских, ни в советских архивах не зафиксировано.

Трактовка событий февраля 1918-го как «победы под Псковом и Нарвой» была предложена лично Иосифом Сталиным в 1938 году в газете «Известия». Статья называлась «К 20-летию РККА и ВМФ. Тезисы для пропагандистов».

Тезис «вождя народов» звучал так: «Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на революционный Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма стал днём рождения молодой Красной Армии». Позже такая формулировка была закреплена в кратком курсе истории ВКП(б.

И только 24 марта 2006 года Госдума РФ постановила исключить из официального описания праздника в законе слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)».

Критика праздника и предложения по альтернативному наполнению его исторического значения звучат до сих пор. Ряд современных историков, публицистов и общественных деятелей, предлагали отмечать в этот день, например, начало «Ледяного похода» Добровольческой армии в ночь на 23 февраля 1918 года. По их мнению, этот подход  дал толчок к возрождению русской армии из революционного хаоса.

С критиками не согласен современный российский историк Андрей Ганин. Он полагает, что именно 23 февраля началась массовая мобилизация петроградского пролетариата в ряды РККА. Уже к 27 февраля в Красную армию в Петрограде вступили около 13 тысяч человек. Так вот, именно мобилизация вместе с согласием на мирный договор с Германией привели к остановке агрессора. А этот факт вполне может считаться основанием для празднования Дня защитника Отечества.