Настоящий Дед Мороз, как известно, отличается отменным здоровьем, крепкой нервной системой и физической выносливостью. Ведущий артист донского театра драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской г. Новочеркасска (казачий драматический театр) Александр Коняхин именно такой – полвека он служит Дедом Морозом, больше тридцати лет на сцене родного театра.
В Новочеркасске Коняхин – главный Дед Мороз и, когда он приходит к большим мальчикам и девочкам «по форме», а к нему обращаются не как положено – кричат по-свойски «Александр Яковлевич», ругается. Потому что взрослые рядом с Дедом Морозом всегда дети, иначе не случатся чудеса. Наша верящая в Деда Мороза корреспондент отправилась в Новочеркасск, на репетицию новогоднего спектакля.
Пять рублей и подарок
По понятным причинам в этом году традиционной ёлки не будет, зато спектакли в программе есть, а Дед Мороз и Снегурочка будут обращаться к детям со сцены. Поэтому Александр Яковлевич активно репетирует и не забывает по утрам обливаться холодной водой – так он делает уже двадцать лет и на это списывает, что в 73 года выглядит на шестьдесят.
– Александр Яковлевич, как становятся главными Дедами Морозами города?
– У меня это получилось случайно. Ещё в школе я ходил в театральную студию при Дворце пионеров в Ростове, где преподавала великая Тамара Ильинична Ильинская (Тамарышня, как все её звали). Она и выбрала меня впервые на эту роль. Нас было трое: двое парней уже учились в театральном, а я в школе. Однажды заболел или не смог приехать актёр, который играл Деда Мороза, Ильинская вызвала меня и говорит: «Саша, вы знаете, что такое халтура?» – «Это плохо сделанный товар». – «Нет, на актёрском языке это обозначает дополнительный заработок. Вот там на Газетном есть ресторан, в нём проводится детская ёлка, идите, отработайте, вам заплатят пять рублей и дадут подарок». Я отработал и получил первый свой актёрский гонорар. Шёл счастливый, по дороге встретил приятеля, он говорит: «Ну, надо же обмыть». Мы обмыли и приятель пожелал: пускай у тебя и дальше так будет! Как в воду смотрел.
– Конкуренция была высокая среди Дедов Морозов тогда?
– Не знаю, потому что у меня работа была всегда. Я вёл ёлки, когда работал в Самарском ТЮЗе, а с 1989 года стал Дедом Морозом здесь, в Новочеркасском театре. Занятость была невероятная: ёлки чередовались со спектаклями много лет, пока худрук Леонид Иванович Шатохин ни набрал молодых актёров и мне, наконец-то, привели на обучение помощников. Главное, чему я их учил: легче сыграть самый трудный спектакль, чем провести ёлку. Что будет в спектакле, понятно, а как пройдёт ёлка, предсказать невозможно: надо следить за детьми, входить в ситуации, разрешать проблемы. Хотя это и самое интересное: именно в таких «полевых» условиях становится понятно, какой ты актёр.
– А что такого необычного может произойти?
– Что угодно. Дети падают, делят подарки, задают неожиданные вопросы, между ними разгораются конфликты, кто-то что-то не расслышал, кто-то не на то место встал – и понеслось.
Как не испугать ребёнка
– Я в детстве боялась Деда Мороза. И когда мы водили хороводы, закрывала глаза, чтобы его не видеть. Родителям приходилось компенсировать битые игрушки – я падала на ёлку. Но знаете, до сих пор от голоса Деда Мороза испытываю лёгкую дрожь.
– Есть такие дети. С ними надо говорить другим голосом, без этого вот: эге-ге! Надо учитывать возрастные особенности, психологические. Если бы мы проводили праздник в саду, то у малышей один сценарий, у тех, кто постарше, другой. В театре сложнее – тут смешанная ёлка. И если кто-то испугался, сценарий мы ставим на паузу, а я подхожу, сажусь рядом: как тебя зовут? что случилось? В рукаве у меня на этот случай всегда есть конфеты. А нужные слова приходят сами.
Дед или папа?
– Ваши дети быстро раскусили, что Дед Мороз и папа – одно лицо?
– Я дома оставался папой. И по квартирам не ходил, всё-таки я артист крупного театра. Исключение мы делали только для детей-инвалидов. Ещё с 90-х так повелось, что в театре под Новый год выделяли день и я объезжал семьи тех, кто не мог к нам прийти по причине серьёзных заболеваний. После первого обхода я очень долго не мог отойти от увиденного. Мне запомнился один мальчик с лейкозом. Потом я спрашивал, как он? Пара месяцев всего прошла, а его уже нет на этой земле. В голове такое трудно укладывается.
– Дети в целом изменились?
– Да, они всё раньше перестают верить в Деда Мороза. Рано взрослеют, рано умнеют, задают вопросы, на которые не знаешь, что отвечать. Если спрашивают о мультиках или персонажах, которых я не знаю, задаю наводящие вопросы, они с удовольствием рассказывают. Иногда приходят в костюмах, которые я, безнадёжно устаревший, совершенно не понимаю – какие-то коробки на них, машины непонятные. И подарки просят другие. Но тут у меня есть отработанная годами фраза: если будешь хорошо себя вести, я через родителей тебе подарок этот передам.
– Вам обидно, когда вы «по форме», в работе, а взрослые обращаются к вам не как к Деду Морозу, а как к артисту Коняхину?
– Было как-то такое. И мне это не нравится. Потом отвёл в сторону гражданина, объяснил: ну, представь, что ты идёшь с красивой молодой женщиной и делаешь вид, что меня не знаешь. А я подхожу и говорю: привет, как жена, как твои трое детей? Вот это примерно одно и то же. Сказка должна оставаться сказкой для всех.
– О чём бы вы попросили Деда Мороза сегодня в вашем красивом возрасте?
– Ни о чём бы не просил. Но сказал бы: старик, пойдём со мной на смешанную ёлку, хочу посмотреть, как ты там отработаешь.
Кстати
Подготовка к новогодней кампании в Новочеркасском драмтеатре в самом разгаре. В этом году в кабаре «Арлекин» представят ежегодную оригинальную шоу-программу с интригующим названием «Сказка для взрослых». Режиссёром спектакля выступила актриса Донского театра драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской Виктория Шатохина.
– Хотелось превратить программу кабаре в небольшой спектакль со своим сюжетом, – прокомментировала работу Виктория. – Родилась идея сделать сказку. Но, конечно, сказку не простую, а для взрослых.
Перед зрителями предстанут король, королева и, конечно же, монарший отпрыск, решивший жениться. Но… хрустальная обувь летит, возлюбленная убегает. Однако, сказочный самодержец не унывает, никому не даёт скучать, и, возможно, самые смелые гости бала будут представлены его величеству.
Режиссёр шоу-программы кабаре «Арлекин» Виктория Шатохина удивит в первую очередь новым форматом постановки. Продолжительность действа – три часа с одним антрактом.
Кабаре «Арлекин» работает в Новочеркасском драматическом театре уже 28 лет. Придумал и организовал шоу в 1992 году художественный руководитель театра Леонид Шатохин. Более четверти века к новогодним праздникам создаются яркие двухчасовые музыкальные программы: «Жизнь моя – кинематограф», «Вокруг света за одну ночь», «Весь мир – театр», «Шаг навстречу», которые, как правило, проходят на малой сцене.