Баран – к жениху. Как дончане гадали на Крещение

Кидая сапог за забор, обратите внимание, в какую сторону будет смотреть его носок. Оттуда и ждите суженого. © / Zamir Usmanov / www.globallookpress.com

На донской земле колядование и гадания впервые появились в конце XVIII века, а в XIX веке закрепились как традиция.

   
   

Что пытались узнать у судьбы наши предки и почему это может быть опасно, выяснил rostov.aif.ru

Мужчина приносит добро

В основном, традиции повторялись от полосы к полосе, однако были и особенности, связанные с южным климатом — здесь больше интересовались, каким вырастет урожай.

«Донские казаки в силу вольного положения раньше остальных пришли к колядованию, — рассказала заведующая кафедрой культурологии ЮФУ Екатерина Липец. — Причём чаще колядовали мужчины, поскольку считалось, что если он первым приходит после Нового года, то приносит добро и богатство».

Гадали в период от Рождества до Крещения, считалось, что это самое лучшее время, чтобы достоверно узнать то, что исполнится. Занималось этим вопреки распространённому мнению не только молодёжь, но и старшее поколение. Если первых интересовали больше вопросы брака, успешности избранника и приобретение разных благ, то вторых — урожай, судьбы членов семьи и другие практические вещи.

«Были некоторые разногласия с религией — церковь не поощряла гадания и предсказания, видела угрозу психическому и физическому состоянию человека, священники считали, что из-за предсказаний люди могут на что-то напрасно надеяться», — пояснила Екатерина Липец.

   
   

Петух вместо агронома

Дончанки готовились к гаданиям заранее: надевали специальные свободные одежды, распускали волосы и снимали крестики, ленты и пояса, считалось, что такие ритуалы связывают с душами умерших и нечистой силой.

Девушки слушали, с какой стороны улицы залает собака, и оттуда ждали суженого. Распространено было и гадание на петуха — он считался вещей птицей, связанной с Солнцем. Перед ним раскладывали предметы: кольцо, зерно, шерсть, и в зависимости от того, что птица клюнет первым, определяли, будет ли урожайным год.

Гадали даже на шерсти овец — выходили ночью в загон и пытались поймать одну из них, вырвав клок шерсти. Уже днём специальные осведомлённые люди рассматривали его и предполагали, какой будет суженый-ряженый. А вот если вместо овцы попадался баран, то это означало скорую свадьбу.

Популярным гаданием было и кидание сапога через крышу — по направлению носка обуви могли определить, с какой стороны придут избранник или сваты.

Краевед и член Союза журналистов РО Галина Астапенко рассказала о другом гадании, популярном в Черкасске (ныне — ст. Старочеркасская): на­ощупь выбирались колья забора вокруг дома. Если выбранный был в коре, то жизнь будет богатой, а если голый, то бедный. Гадали на донской земле также в старый Новый год на варениках — они были с творогом, картошкой, мясом, фруктами. В них могли вложить муку — к богатой, но тяжёлой жизни, соль — к горькой, сахар — к сладкой, монету — к богатой.

Мнение РПЦ: гадание вовсе не невинно

«РПЦ предупреждает — гадания смертельно опасны для духовного состояния, психического здоровья и земного счастья, — рассказал пресс-секретарь Донской митрополии Игорь Петровский. — Святочные гадания — это в определённом смысле эвфемизм, попытка назвать приличным словом совершенно неприличное явление. Святочной христианской традицией могут быть колядки, гулянья, детские утренники. А гадания могут быть исключительно сатанинскими, в них нет ничего святого. Каждый, кто пусть в шутку или забавы ради прибегает к практике гаданий, колдовства или магии, прикасается к миру злобных духов, бесов или шайтанов, которые неплохо маскируются под белых овечек и совершенно не понимают никаких шуток. Поэтому, лишь однажды заглянув в потусторонний мир через „чёрный ход“, вы рискуете вызвать оттуда таких непрошеных гостей, что мало не покажется ни вам, ни вашим потомкам: гадала бабка, а потом всех её внуков и даже правнуков по жизни трясёт и корёжит».