В принципе обмелением нашей главной водной артерии сегодня никого уже не удивишь. Такое происходит каждый год. Обычно поддерживать уровень воды в Дону помогают запасы Цимлянского водохранилища. Вот только в 2015-м уровень воды упал почти до критической отметки.
- Вместо положенных 11 кубических километров в нынешнем году мы можем рассчитывать на приток в пределах 4 - 6. Отчасти это объясняется малоснежной и тёплой зимой, когда земля несильно промёрзла и вся влага пошла в почву, а не в грунтовые воды, - рассказала Наталья Самолётова, начальник Ростовского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
На Москву пути нет
В прошлом году из-за маловодья сложная ситуация сложилась на Волге, в районе Нижнего Новгорода. Тогда ряду туристических компаний пришлось отменить некоторые рейсы, а многопалубные теплоходы вынуждены были отправиться на зимнюю стоянку не в Ростов, как раньше, а в другие города.
- Тяжёлым судам с большой осадкой оказалось не по силам преодолеть участок в районе Городецкого шлюза. В 2015 году всё по той же причине маловодья рек дальних круизов из Ростова либо, наоборот, в донскую столицу не будет, - рассказала Ольга Климова, менеджер компании «Ортодокс».
В то же время в другой круизной фирме - «Инфофлот» отмечают, что спрос на круизы в этом году вырос в среднем на 20 - 25%. Причиной всему - скачки в курсе валют и удорожание путёвок за границу. Вот почему уже сейчас на некоторые теплоходы мест просто не достать. К сожалению, жители Дона по воде могут посетить не так уж много мест.
Не отразится маловодье, пожалуй, лишь на тех, кто предлагает часовые прогулки по Дону либо поездки до Старочеркасской.
- Мы будем работать в текущем режиме. Каждый год сталкиваемся с обмелением Дона, поэтому ничего ужасного в этом не видим, - рассказала Валентина Магидс, представитель группы компаний «Донской причал».
Умерить аппетиты
Более пессимистичный настрой у тех, кто занимается грузовым судоходством. Не исключено, что из-за обмеления Дона владельцы сухогрузов понесут значительные убытки.
За последнее время в регионе прошло сразу несколько совещаний, где обсуждалась проблема маловодья. В ближайшее время должен решиться вопрос, какой же сброс из Цимлянского водохранилища делать. По сути, есть два варианта развития событий. Либо выдать воду сразу в большом количестве. Тогда суда смогут нормально ходить какое-то время, а к осени навигацию придётся прекратить. Либо сбрасывать по чуть-чуть, но тогда сухогрузы будут заполнены лишь отчасти, то есть при тех же затратах судовладельцы заработают значительно меньше.
- Какой именно путь будет выбран, зависит от того, как сформируют свои потребности пользователи воды. И это не только судовладельцы. Не стоит забывать, что водохранилище - это гидроэлектроэнергия, мелиорация. От количества воды зависит и восполнение биоресурсов, - напомнил Александр Огарёв, председатель ассоциации «Водный транспорт Дона».
В любом случае очевидно, что работать тем, кто связан с водой, в этом году придётся в режиме экономии. Но в то же время Александр Васильевич советует сделать из происходящего правильные выводы: «Нам нужно начать более внимательно относиться к тем ресурсам, что мы имеем, а не расходовать их бездумно. Если ваш холодильник наполовину пуст, а пополнить его нет возможности, значит, пора умерить аппетиты».
Смотрите также:
- «Узда из бетона для вольного Дона». Газета возвращается к напечатанному →
- «Суши вёсла!» подкрался незаметно. Будет ли нынче навигация на Дону →
- Канал имени реки Дон пытаются построить чиновники морречфлота →